Приложение 1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ПО ЭТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

А         автодидактика (самообучение)

адаптация (отождествление)

азбука жизни

анализаторы

асимметрия: функциональная

аудиал (слушатель)

аудирование

 

Б         база данных

базисная картина мира

базисные: функции; типы задач; умения

 

В         важный частный случай

Вальдорфская школа

               вербализация (проговаривание): состояния, ощущения,  увиденного

вечные вопросы человечества

взаимодействие (взаимосвязь) полушарий

визуал (зритель)

визуализация

включение (активация) / отключение (торможение)

            влияние: самоустановки, самооценки, запечатлений

            внимание: левополушарное (локальное) / правополушарное (периферийное (периферическое))

            внутренний: наблюдатель, диспетчер (командир)

            возраст: трудный, переходный

            вопрос: основной в этической педагогике

            вопросительный  операционный минимум

            вопросов: значение

            вопросы: консультационные, этические, стандартные (эталонные); как понять ребенка; что ребенку (родителям, учителям) не по силам, а что по силам; что по силам / что не по силам; конструктивные / неконструктивные; для саморазвития

            воспитание

            восприятие: дискретное / непрерывное; сознательное / фоновое

            воспроизведение

            вспоминание ( «вытаскивание» из памяти): плохое, неорганизованное

            вхождение в состояние

            выбор

            выборка

 

Г         гармонизация (согласование): взаимодействия полушарий

            главные: человеческие слова, ученические слова, школьные слова

            головоломка «золотое сечение»: диагностирующая

            готовность: к обучению, к учению, к отказу

            группа: риска

 

Д         движения: перекрестные, односторонние

действие из состояния

действия: индивидуальные/коллективные; привлекающие (концентрирующие внимание) / отвлекающие (деконцентрирующие внимание); согласованные / несогласованные; синхронные / асинхронные; конкретные: присоединения / отсоединения; создания помех / создания комфорта                

декларация

день: диспетчера, звука, знаний, зрения, речи, мышления, тела, творчества

            динамические: позы, равновесия

диспетчер (командир): внутренний

диспетчерская: команда, программа: на четырех уровнях саморегуляции

            диспетчерские упражнения (игры): общие (коллективные) / индивидуальные; общие комплексы движений (зарядка для тела: в комплексе, на согласование с самим собой; различные походки и длительные позы); с вербализацией (обратная связь с самим собою, осознание, проговаривание внешнее и внутреннее, описание ощущений и того, что вижу); с визуализацией того, что слышу и чувствую; с изображением телом того, что вижу или слышу; конкретные: шумовой оркестр и др., расклассифицированные по дням недели в курсе этико-психологической подготовки к школе

            дискретник ( «думальщик» )

            дифференциация

            длительность упражнений

            договор: ученический, родительский, учительский

            дополнение: списка; устное / письменное; классное / домашнее

            достаточность

            думать / вдумываться, понимать, соглашаться

            дух

            душа

 

Е         единство (согласованность): требований к ребенку

 

Ж        желание: услышать заказчика; выслушать заказчика; понять  заказчика; согласиться с заказчиком (встать на точку зрения заказчика);  согласиться согласиться (не настаивать); сократить расходы заказчика (временные  и финансовые); сделать как лучше, а не как мне хочется

 

З          заблуждение

            задачник по культуре мышления

            задержка дыхания («ныряльщик»): на вдохе, на выдохе

            «задовик» / передовик

            заказ: индивидуальный / интегральный (групповой)

            заказчик (ученик, родитель, учитель)

            закон сеяния (запечатления)

            закон: педагогический: необходимого и достаточного разнообразия

            законы: этические, развития, родовые

            запечатление: состояний, слов, вопросов, мыслей, мнений, оценок, точек зрения

            запуск: программы, управления, процесса

            запускающие сигналы (раздражители)

            «защита»: от нового, от переполнения

            звук

            здоровье

            значение вопросов

            золотое сечение: игра левополушарная / игра правополушарная

 

И         игра (упражнение): золотое сечение; с открытыми глазами / с  закрытыми глазами; в тишине / не фоне помех;  Шива едет на быке; русские ладушки

            игры: подготовительные, повторительные, фоновые; оздоравливающие, учебные

            идея: основная этической педагогики

инвентаризация

            индивидуализация (различение, разотождествление) / интеграция (сравнение)

            инстинкт: самосохранения, продолжения рода, доминирования, альтруизма, свободы, познания, достоинства

            инстинктивные стратегии познания

инструкция

интеграция (сравнение)

интегральный критерий эффективности обучения

интервьюирование: по – японски / по - европейски

интенсивность упражнений (игр)

            интересы: мои / заказчика

            информация: левополушарная / правополушарная; сигнальная, визуальная, аудиальная, кинестетическая (двигательная); дискретная, фоновая

            исключения

            искренность

            искусство: составления (постановки) вопросов

 

К         калибровка

            каллиграфия

            канал: приема информации; обработки информации; вывода информации; кинестетический, аудиальный, визуальный, дискретный; ведущий / ведомый

            картина мира (КМ): педагогическая: в вопросах, в  постулатах; научная / частная; предметная (физическая, химическая, математическая,…); базисная / этическая; мифологическая, голографическая

            карточки управляющие

            кинестетик (деятель)

            «клавиатура» (пульт управления; руки, ноги, тело)

            классификация: картинок, цветов, букв, чисел, мыслей, идей, цитат, пословиц, фразеологизмов, вопросительных слов, признаков, слов по модальностям, слов по частям речи,…

            ключевые: слова, мысли, вопросы

            КМ (картина мира)

            кодирование / декодирование

            количество воспринимаемой новой информации

            команды: аудиальные, визуальные, кинестетические, дискретные; свистковые; подготовительные, разрешающие, запрещающие, отменяющие; внутренние, внешние; иерархические, развернутые; макрокоманды, микрокоманды; значимые для различных репрезентативных систем; конкретные: «сообщите о готовности», внимание, приготовились, начали

            команды запуска приема информации от не ведущего канала: посмотри, что я тебе сейчас скажу; посмотри, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); послушай, что я тебе сейчас покажу (как я выгляжу); послушай, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); почувствуй, что я сейчас покажу (скажу)

            конструктивность

            консультант

            консультация: показательная; индивидуальная / коллективная

            консультирование: педагогическое, его структура

            конторка с наклоном

            контрольное число

            конфликт

            кривая: роста, обучения

            кризис

            крик

            критерии

            круг: психопатический, любви

            культура: мышления, общения, самоуправления

 

Л         левополушарный тип (левополушарник)

            личность: как сумма качеств, задатков, возможностей; как сумма поступков (реализаций, ошибок,…)

 

М        макрогимнастика визуальная

            мандала

            мастер

            масштабирование

            межполушарное взаимодействие

            место

            метанаблюдатель (внутренний наблюдатель за внутренним наблюдателем)

            метод: философского сада камней; последовательного перебора; пчелы; случайного поиска, Монте - Карло, мухи; порождения нового

            мера количества новой информации (дельта)

            мера сопереживания

            мнение

            многозначность

            модальность репрезентативной системы

            моделирование (объяснение)

            модель («объясняловка»): одноэлементная, двухэлементная, трехэлементная, четырехэлементная, семиэлементная; ученика: системная; этическая; развития человека (шкала 0-24)

            мозг как система

            мотивация (нацеливание на будущее, присоединение к будущему)

            мощность модели

            мудрость (различение того, что по силам от того, что не по силам)

            мужество (не делать то, что не по силам)

            музыка: левополушарная / правополушарная (не темперированная); фрактальная

            мы: разные/одинаковые

            мыслительные операции

            мысль

            мышление: в понятиях / в образах; теоретическое, образное, центральное, «боковое»; правополушарное / левополушарное; локальное / периферийное; элементное / целостное; этическое / не этическое

 

Н         наблюдатель: внутренний: за внутренним наблюдателем   (метанаблюдатель)

            наблюдение (описание)

            набор моделей

            наборное полотно

            наказание как ограничение (как помощь)

            наклон парты

            накопитель: слов, мыслей, вопросов, ошибок

            напряжение

            «настройка»: канала; себя: как скрипки; как аудиовидеосистемы

            нацеливание (мотивация)

            независимость каналов

            нейропедагогика ( Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева)

            необходимость

            неполнота: методов науки

            несогласованность с самим собой («сшибка»)

      …, НО…

            нормирование

            «ныряльщик»: упражнение: на вдохе, на выдохе

 

О         образ: как системный инструмент познания; оркестра

            образность

            обобщение

            обработка информации

            обратная связь

            обучение / самообучение: в условиях динамических и статических поз

            общение: конструктивное / неконструктивное (много информации о позиции)

            объяснение (моделирование, подбор: модели, совокупностей моделей; «объясняловки»)

            односторонние движения

            ожидания первичные

            озвучивание счета

            Озерецкий Н.И.

            операционный минимум: вопросительный

            операция: присвоения  имени; отождествления, различения, сравнения; дополнения; инвентаризации (составление списка); усечения, нормирования; упорядочивания / хаотизации; классификации; свертки / развертки; интерпретации, симметризации

            описание

            определение через употребление

            опыт

            основной вопрос этической педагогики

            осознание

            ответственность

            «отвязка»

            отключение: канала; звука, экрана, чувствования

            откровение

            открытие

            открытое состояние

            открытость

            отождествление (адаптация)

            отсоединение: индивидуальное / коллективное; по дыханию

            «отстройка» канала

            отсутствие помех

            офтальмотренажеры: настольные/настенные

            очистка буферной памяти

            ошибка (заблуждение, промах, исключение, пробел, парадокс)

            ощущение

 

П         память:           долговременная, кратковременная, оперативная, буферная; неорганизованная, правополушарная; организованная, левополушарная; визуальная, аудиальная, кинестетическая, контекстная

            парадигма Вернадского

            парадоксы

            параметр эффективности упражнений: интенсивность, частота, длительность, сложность, разнообразность, содержательность, этичность; системность (согласованность)

             параметры самоуправления

             парта с наклоном

             пауза для обработки информации

             «певец»: упражнение

             педагогическая идея

             педагогическая картина мира: в вопросах

             педагогические умения

             педагогический: треугольник; закон необходимого и достаточного разнообразия

             педагогическое консультирование

             педология

             перевод противостояния в дополнение

             «перевязывание» левого полушария

             передача ответственности

             перекрестные движения

             период: развития, сеяния, становления; трудового становления; «душевный», игровой, трудовой, ученичества, испытания взрослых, послушания, разбросанности, жатвы (расплаты), исполнения родовых законов

             перьевая ручка

             «печать» детства

             поведение: детей в зависимости от развития каналов

             подключение руки

             подсознание

             поза: статическая, динамическая

             позиция (точка зрения)

             ползанья: разные виды

             полнота: за счет различия, за счет дополнения, за счет разнообразия; за счет методов науки, искусства и религии (по Вернадскому); коллективного описания

             полуцикл развития (12 лет)

             помехи: визуальные, аудиальные, кинестетические

             порождение

             порядок

             последовательность: действий; числовая, буквенная, словесная, сравнительная, абстрактная, геометрическая, интерпретирующая

             послушание

             пособия: системные

             поток: информации, действий

             правополушарный тип (правополушарник)

             предписание (формулирование правил)

             представление

             признак

             прикосновение

             принципы: порождения нового, самообучения, самоорганизации (синергетика)

             приоритетность интересов заказчика

             присоединение / отсоединение: индивидуальное / коллективное; к будущему/ к прошлому/к настоящему; стратегическое (по состоянию) / тактическое (по вопросам, словам, мыслям, жестам, позам, словарю, повторам; по дыханию; к следующему разу (по информации, по содержанию, по эмоциям)

             проверка

             проговаривание (вербализация)

            программа: как система упражнений; диспетчерская; ввода, обработки и вывода информации; вирусная / осознанная; последовательного поиска (перебора) / случайного поиска

            программы действий: S1, S2, S3,..., Sk, Sn

            прогрессоры

            «прокатка» тела («колбаска», «ящерица», «колобок»,…)

            пространство: слов, мыслей, вопросов, ответов; задач, обобщенных операций (процедур); справочников

            просьба

            протяжка гласных (упражнение «певец»)

            процесс: наблюдения (описания), объяснения (моделирования), предписания (создания инструкций); исполнения (подчинения), управления (командования), самоуправления; самоописания, самообъяснения, самопредписания (самоинструктирования); преодоления себя; фильтрации сигналов (выделения), фильтрации шумов (подавления); индивидуальной настройки каналов и корреляционной настройки каналов (взаимодействия); отстройки каналов (отвязки, развязки, антикорреляции); согласования и рассогласования; синхронизации и десинхронизации

            психопатический круг: общения, познания

 

Р         равновесие: статическое, динамическое; на одной ноге («цапля»), на двух ногах (поза Ромберга, проба профессора Воячека)

            радость

            развертка / свертка

            развивающие системы вопросов

            развитие: ребенка как системы

            различение (разотождествление, индивидуализация)

            разложение по системе базисных функций

            разновозрастная система развития КМ

            разнообразность упражнений

            разотождествление (различение, индивидуализация)

            рамка экрана

            рассогласование (конфликт) с самим собой

            рассогласование («расстыковка»): каналов; систем приема, обработки и выдачи информации

            реакция на оценку

            ребенок: нестандартный; как простейшая модель; как сложнейшая модель

            режим ожидания

            репрезентативная система: модальность; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, …

            ресурс (резерв): здоровья

            рост

            рука: ведущая, ведомая

 

С         само: - выражение; - осознание; - обучение (автодидактика); - учитель; - настрой;

- организация; - оценка; - регуляция; - убийство; - определение; - познание; - тренировки;

- стоятельность; - отрицание (суицид)   

            самообучение / обучение

            самоопределение: стратегическое (по целям) / тактическое (по вопросам); устное, письменное

            свет

            свертка / развертка: слов, вопросов, мыслей, текстов

            сверхсознание

            сверхусилие

            Свободная школа мышления и общения (СШМиО)

            связи: перекрестные

            связность

            связь: с мамой, с папой, с сестрой, с братом, с семьей, с детьми

            «священные» треугольники

            семиуровневая модель

            семь базисных типов задач

            семья: как прасистема, как надсистема

            сердце

            сигнал: как помеха, как сигнал

            сигналы: визуальные, аудиальные, кинестетические и др.; конкретные (цвет, свет, картинка, образ, яркость, четкость, слово, интонация, громкость, свист, прикосновение, объятие, жест, поза, мысль, число и т.д.; факт, звук, вид, запах, вкус,…)

            символ

            симметризация

            синектика

            синергетика

            система: как мозг; как система

            система: репрезентативная; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, осязательная, вкусовая; ведущая, ведомая; развития картины мира; педагогическая; верований; операционная; базисных функций

            системность: упражнений (согласованность)

            системные пособия

            скорость

            слова: «визуальные», «аудиальные», «кинестетические», «дискретные»…

            слово: как системный инструмент познания (обучения)

            сложность упражнений

            слушать / слышать / понимать / соглашаться

            смирение

            смотреть / видеть / понимать / соглашаться

            смысл

            совет: утренний

            согласие: согласиться

            согласование: групповое («волна», «хлопки по коленкам», перекрестное распределение рук, передача предметов, счет в слух); образования с воспитанием; стандартов

            соглашение: учительское, родительское

            содержательность упражнений

            сознание

            состояние: открытое, закрытое; я готов, я – ученик, я – не ученик, я – проживающий, я – наблюдающий, я – метанаблюдатель, я – исполнитель, я – командир (управляющий), я – командир себе (самоуправляющий), я – моделирующий (играющий, мысленно-представляющий), я - программист, я – метапрограммист, я – сын (дочь), я – родитель, я – учитель (обучающий), я – целеполагающий, я – планирующий, я – здоровающийся, я – просящий прощения (извиняющийся), я – прощающий, я – проситель, я – «разрешитель» (разрешающий), я – благодарящий, я – радующийся или огорчающийся (за себя или за других), я – несогласный (возражающий) или согласный, я – спрашивающий, я – решающий задачу, я – проверяющий, я – преодолевающий себя (делающий усилие, а затем сверхусилие), я – работающий (ради себя и других), я – общающийся (открытый на общение), я – мастер

            социальная экология

            список: дополнение; главных: человеческих слов, ученических слов, школьных слов

            способы чтения: свободное, пунктуационное, орфографическое, орфоэпическое, круговое непрерывное

            справочник

            сравнение (интеграция)

            среда

            стандарт: этический, развивающий, образовательный

            стратегия: познания: инстинктивная/осознанная

            страх

            структура консультаций

            структурирование: с помощью: шаблонов, ключевых слов, ключевых вопросов, ключевых мыслей, ключевых действий (упражнений)

            суперпозиция

            сценарий: жизни (поведения)

            счет: прямой, обратный; включающий левое полушарие; выключающий левое полушарие

            «сшибка»: разноуровневых критериев; с самим собой (несогласие с самим собой); декларируемых целей с подсознательными целями

 

Т         таблица: Шульте; стоклеточная

            тактика

            тело

            техника безопасности

            технология: здоровье сберегающая

            тренировка: в малом пространстве, в большом пространстве (высоком, широком зале)

            треугольник: «святой» («священный»); педагогический

            трехэтапность упражнений (исполнение, усилие, сверхусилие)

            три скорости: говорения, выстукивания («зайчик - барабанщик»), движения

            троица (трионим): ученик / родитель / учитель; Бог-Отец / Бог-Сын / Бог-Дух Святой; мысль / слово / вопрос; этический стандарт / развивающий стандарт / образовательный стандарт; проживающий / наблюдатель/ метанаблюдатель; подсознание / сознание / сверхсознание; исполнение / усилие / сверхусилие; дух / душа / тело; хочу / верю / делаю; наблюдение (описание) / объяснение (моделирование) / предписание (формулирование правил); негативизм / нежелание учиться / суицид; быстрее учиться / легче учиться / меньше уставать; войди в состояние / не сомневайся / действуй, исходя из состояния; ребенок / родитель / взрослый; адаптация / индивидуализация / интеграция; отождествление / различение / сравнение; проживание / осознавание / управление; что / как / кто; точка зрения (позиция) / точка слышания / точка чувствования

            труд

            трудный переходный возраст

            трудовое становление

 

У         уверенность / неуверенность

            уловки: «но», «пока», «как бы»

            улучшение: зрения, слуха

            умение: общаться, трудиться, учиться, думать, жить, управлять собою; играть, присоединяться, отсоединяться; любить; слушать, слышать (принимать, повторять), понимать, соглашаться; смотреть, видеть, понимать, соглашаться; чувствовать (ощущать), переживать (проживать, сочувствовать), понимать, соглашаться; думать, вдумываться, понимать, соглашаться; действовать

            умения: педагогические, ученические, родительские

            управление: левополушарное / правополушарное; ребенком, управляющим собой; управлением; ребенком: через макродвижение, через микродвижения

            упражнение: раскладка и сборка алфавита; раскладка и сборка таблиц Шульте; настольные и настенные офтальмотренажеры; 5 способов чтения 18-ти «горок»; «цапля», «ныряльщик», «певец», вопросы о мяче, «зайчик барабанщик»

            упорядочивание

            уровни ответственности: необходимо выполнить Sn; мне надо выполнить Sn; я должен выполнить Sn

            уровни саморегуляции: подчинения, управления, самоуправления, мотивации (целеполагания)

           усилие

           усиление звука

           условия: начальные

           устойчивость (уравновешенность)

           утренний совет

           учитель: ведомый, ведущий; «коридорный»

 

Ф        фаза общения: логическая, интерпретирующая, обобщающая

            факт

            философский сад камней

            фильтрация (подавление): помех, сигналов

            формат представления информации

            функциональная асимметрия: рук, ног, глаз

 

Х         хаотизация

            характеристика крика

            характеристика мышления: инертность, гибкость, ригидность, застойность, окостенелость, консерватизм, легкость

 

Ц         «Цапля» (упражнение)

            целеустремленность

            целое

            целостность: «живая»

            цель: стратегическая / тактическая; подсознательная / декларируемая

            цикл развития: 24 года

 

Ч         чакры (энергетические центры, центры управления инстинктивными стратегиями познания (обучения))

            частота упражнений

            человек как система

            число: контрольное; 3, 5, 7, 10,1 2, 16, 24, 25, 33

            чувство: осознанное / неосознанное

            чувствование (проживание)

            чувствовать (ощущать) / переживать (проживать, сочувствовать) / понимать (принимать, повторять) / соглашаться

 

Ш       шаблон: левополушарный, правополушарный

            шаблон инструкции: необходимо (ты должен) выполнить Sn; нельзя (ты не должен) делать Sn; необходимо (ты должен) выполнить Sn, если Sk (если произойдет Sk, если случиться Sk); нельзя (ты не должен) делать Sn, если Sk

            шаблон самоинструкции: мне надо (я должен) выполнить Sn; я не должен делать Sn; мне надо выполнить (нельзя выполнить) Sn, если Sk; я должен выполнить (не должен выполнить) Sn, если Sk

            шаг: односторонний, перекрестный, кукольный; на носочках, на пяточках; передом, задом, боком

            шестнадцать объятий; «не»; «да»

            школа: Вальдорфская, Монтессори, Щетинина, Амонашвили, Шаталова, Сухомлинского,  Макаренко, диалога культур, Свободная мышления и общения (СШМиО), Ауровилля

             школы системные

             шум: свистков, хлопков; резкий и неожиданный; дискретный, непрерывный, белый (погремушка)

 

Э         экран: внутренний, внешний

            экологическая стенка

            экология социальная

            эндогенные ритмы

            энергетические центры (чакры)

            энергия любви (холдинг-терапия)

            эталонные: задачи, тексты, вопросы

            этапы: этико - психологического становления человека; развития системы; развития человека как системы

            этапы тренировки диспетчерской программы: формирование, отработка, запуск, остановка (прерывание); воздействие сигналов различной модальности с одинаковым содержанием (день диспетчера, день звука, день знаний, день зрения, день речи, день мышления, день тела, день творчества)

            этика: левого полушария, правого полушария

            этико - психологическая подготовка: к школе, к поступлению в ВУЗ, к работе, к жизни, к семье

            этическая картина мира

            этические «горки»

            этические законы развития

            этической педагогики основной вопрос

            этическое соглашение: родительское, учительское

            этичное «пока»

            этичность упражнений

            этический стандарт

           эффект: физический, химический, математический, Пиаже

           эффективность игр (упражнений) (см. параметры эффективности упражнений)

 

Я         Я готов! Я хочу! Я верю! Я делаю!

            язык: тела, жестов, слов, глаз, запахов, вкусов

            Я кручу педали (действую)!

            якорение / отвязка

            Я: три: хочу / верю (могу) / делаю (действую)

 

 

назад

 

 



Hosted by uCoz