Приложение 1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ПО ЭТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
А автодидактика (самообучение)
адаптация (отождествление)
азбука жизни
анализаторы
асимметрия: функциональная
аудиал (слушатель)
аудирование
Б база данных
базисная картина мира
базисные: функции; типы задач; умения
В важный частный случай
Вальдорфская школа
вербализация (проговаривание): состояния, ощущения, увиденного
вечные вопросы человечества
взаимодействие (взаимосвязь) полушарий
визуал (зритель)
визуализация
включение (активация) / отключение (торможение)
влияние: самоустановки, самооценки, запечатлений
внимание: левополушарное (локальное) / правополушарное (периферийное (периферическое))
внутренний: наблюдатель, диспетчер (командир)
возраст: трудный, переходный
вопрос: основной в этической педагогике
вопросительный операционный минимум
вопросов: значение
вопросы: консультационные, этические, стандартные (эталонные); как понять ребенка; что ребенку (родителям, учителям) не по силам, а что по силам; что по силам / что не по силам; конструктивные / неконструктивные; для саморазвития
воспитание
восприятие: дискретное / непрерывное; сознательное / фоновое
воспроизведение
вспоминание ( «вытаскивание» из памяти): плохое, неорганизованное
вхождение в состояние
выбор
выборка
Г гармонизация (согласование): взаимодействия полушарий
главные: человеческие слова, ученические слова, школьные слова
головоломка «золотое сечение»: диагностирующая
готовность: к обучению, к учению, к отказу
группа: риска
Д движения: перекрестные, односторонние
действие из состояния
действия: индивидуальные/коллективные; привлекающие (концентрирующие внимание) / отвлекающие (деконцентрирующие внимание); согласованные / несогласованные; синхронные / асинхронные; конкретные: присоединения / отсоединения; создания помех / создания комфорта
декларация
день: диспетчера, звука, знаний, зрения, речи, мышления, тела, творчества
динамические: позы, равновесия
диспетчер (командир): внутренний
диспетчерская: команда, программа: на четырех уровнях саморегуляции
диспетчерские упражнения (игры): общие (коллективные) / индивидуальные; общие комплексы движений (зарядка для тела: в комплексе, на согласование с самим собой; различные походки и длительные позы); с вербализацией (обратная связь с самим собою, осознание, проговаривание внешнее и внутреннее, описание ощущений и того, что вижу); с визуализацией того, что слышу и чувствую; с изображением телом того, что вижу или слышу; конкретные: шумовой оркестр и др., расклассифицированные по дням недели в курсе этико-психологической подготовки к школе
дискретник ( «думальщик» )
дифференциация
длительность упражнений
договор: ученический, родительский, учительский
дополнение: списка; устное / письменное; классное / домашнее
достаточность
думать / вдумываться, понимать, соглашаться
дух
душа
Е единство (согласованность): требований к ребенку
Ж желание: услышать заказчика; выслушать заказчика; понять заказчика; согласиться с заказчиком (встать на точку зрения заказчика); согласиться согласиться (не настаивать); сократить расходы заказчика (временные и финансовые); сделать как лучше, а не как мне хочется
З заблуждение
задачник по культуре мышления
задержка дыхания («ныряльщик»): на вдохе, на выдохе
«задовик» / передовик
заказ: индивидуальный / интегральный (групповой)
заказчик (ученик, родитель, учитель)
закон сеяния (запечатления)
закон: педагогический: необходимого и достаточного разнообразия
законы: этические, развития, родовые
запечатление: состояний, слов, вопросов, мыслей, мнений, оценок, точек зрения
запуск: программы, управления, процесса
запускающие сигналы (раздражители)
«защита»: от нового, от переполнения
звук
здоровье
значение вопросов
золотое сечение: игра левополушарная / игра правополушарная
И игра (упражнение): золотое сечение; с открытыми глазами / с закрытыми глазами; в тишине / не фоне помех; Шива едет на быке; русские ладушки
игры: подготовительные, повторительные, фоновые; оздоравливающие, учебные
идея: основная этической педагогики
инвентаризация
индивидуализация (различение, разотождествление) / интеграция (сравнение)
инстинкт: самосохранения, продолжения рода, доминирования, альтруизма, свободы, познания, достоинства
инстинктивные стратегии познания
инструкция
интеграция (сравнение)
интегральный критерий эффективности обучения
интервьюирование: по – японски / по - европейски
интенсивность упражнений (игр)
интересы: мои / заказчика
информация: левополушарная / правополушарная; сигнальная, визуальная, аудиальная, кинестетическая (двигательная); дискретная, фоновая
исключения
искренность
искусство: составления (постановки) вопросов
К калибровка
каллиграфия
канал: приема информации; обработки информации; вывода информации; кинестетический, аудиальный, визуальный, дискретный; ведущий / ведомый
картина мира (КМ): педагогическая: в вопросах, в постулатах; научная / частная; предметная (физическая, химическая, математическая,…); базисная / этическая; мифологическая, голографическая
карточки управляющие
кинестетик (деятель)
«клавиатура» (пульт управления; руки, ноги, тело)
классификация: картинок, цветов, букв, чисел, мыслей, идей, цитат, пословиц, фразеологизмов, вопросительных слов, признаков, слов по модальностям, слов по частям речи,…
ключевые: слова, мысли, вопросы
КМ (картина мира)
кодирование / декодирование
количество воспринимаемой новой информации
команды: аудиальные, визуальные, кинестетические, дискретные; свистковые; подготовительные, разрешающие, запрещающие, отменяющие; внутренние, внешние; иерархические, развернутые; макрокоманды, микрокоманды; значимые для различных репрезентативных систем; конкретные: «сообщите о готовности», внимание, приготовились, начали
команды запуска приема информации от не ведущего канала: посмотри, что я тебе сейчас скажу; посмотри, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); послушай, что я тебе сейчас покажу (как я выгляжу); послушай, что я сейчас чувствую (как я себя чувствую, что тебе говорит мое тело); почувствуй, что я сейчас покажу (скажу)
конструктивность
консультант
консультация: показательная; индивидуальная / коллективная
консультирование: педагогическое, его структура
конторка с наклоном
контрольное число
конфликт
кривая: роста, обучения
кризис
крик
критерии
круг: психопатический, любви
культура: мышления, общения, самоуправления
Л левополушарный тип (левополушарник)
личность: как сумма качеств, задатков, возможностей; как сумма поступков (реализаций, ошибок,…)
М макрогимнастика визуальная
мандала
мастер
масштабирование
межполушарное взаимодействие
место
метанаблюдатель (внутренний наблюдатель за внутренним наблюдателем)
метод: философского сада камней; последовательного перебора; пчелы; случайного поиска, Монте - Карло, мухи; порождения нового
мера количества новой информации (дельта)
мера сопереживания
мнение
многозначность
модальность репрезентативной системы
моделирование (объяснение)
модель («объясняловка»): одноэлементная, двухэлементная, трехэлементная, четырехэлементная, семиэлементная; ученика: системная; этическая; развития человека (шкала 0-24)
мозг как система
мотивация (нацеливание на будущее, присоединение к будущему)
мощность модели
мудрость (различение того, что по силам от того, что не по силам)
мужество (не делать то, что не по силам)
музыка: левополушарная / правополушарная (не темперированная); фрактальная
мы: разные/одинаковые
мыслительные операции
мысль
мышление: в понятиях / в образах; теоретическое, образное, центральное, «боковое»; правополушарное / левополушарное; локальное / периферийное; элементное / целостное; этическое / не этическое
Н наблюдатель: внутренний: за внутренним наблюдателем (метанаблюдатель)
наблюдение (описание)
набор моделей
наборное полотно
наказание как ограничение (как помощь)
наклон парты
накопитель: слов, мыслей, вопросов, ошибок
напряжение
«настройка»: канала; себя: как скрипки; как аудиовидеосистемы
нацеливание (мотивация)
независимость каналов
нейропедагогика ( Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева)
необходимость
неполнота: методов науки
несогласованность с самим собой («сшибка»)
…, НО…
нормирование
«ныряльщик»: упражнение: на вдохе, на выдохе
О образ: как системный инструмент познания; оркестра
образность
обобщение
обработка информации
обратная связь
обучение / самообучение: в условиях динамических и статических поз
общение: конструктивное / неконструктивное (много информации о позиции)
объяснение (моделирование, подбор: модели, совокупностей моделей; «объясняловки»)
односторонние движения
ожидания первичные
озвучивание счета
Озерецкий Н.И.
операционный минимум: вопросительный
операция: присвоения имени; отождествления, различения, сравнения; дополнения; инвентаризации (составление списка); усечения, нормирования; упорядочивания / хаотизации; классификации; свертки / развертки; интерпретации, симметризации
описание
определение через употребление
опыт
основной вопрос этической педагогики
осознание
ответственность
«отвязка»
отключение: канала; звука, экрана, чувствования
откровение
открытие
открытое состояние
открытость
отождествление (адаптация)
отсоединение: индивидуальное / коллективное; по дыханию
«отстройка» канала
отсутствие помех
офтальмотренажеры: настольные/настенные
очистка буферной памяти
ошибка (заблуждение, промах, исключение, пробел, парадокс)
ощущение
П память: долговременная, кратковременная, оперативная, буферная; неорганизованная, правополушарная; организованная, левополушарная; визуальная, аудиальная, кинестетическая, контекстная
парадигма Вернадского
парадоксы
параметр эффективности упражнений: интенсивность, частота, длительность, сложность, разнообразность, содержательность, этичность; системность (согласованность)
параметры самоуправления
парта с наклоном
пауза для обработки информации
«певец»: упражнение
педагогическая идея
педагогическая картина мира: в вопросах
педагогические умения
педагогический: треугольник; закон необходимого и достаточного разнообразия
педагогическое консультирование
педология
перевод противостояния в дополнение
«перевязывание» левого полушария
передача ответственности
перекрестные движения
период: развития, сеяния, становления; трудового становления; «душевный», игровой, трудовой, ученичества, испытания взрослых, послушания, разбросанности, жатвы (расплаты), исполнения родовых законов
перьевая ручка
«печать» детства
поведение: детей в зависимости от развития каналов
подключение руки
подсознание
поза: статическая, динамическая
позиция (точка зрения)
ползанья: разные виды
полнота: за счет различия, за счет дополнения, за счет разнообразия; за счет методов науки, искусства и религии (по Вернадскому); коллективного описания
полуцикл развития (12 лет)
помехи: визуальные, аудиальные, кинестетические
порождение
порядок
последовательность: действий; числовая, буквенная, словесная, сравнительная, абстрактная, геометрическая, интерпретирующая
послушание
пособия: системные
поток: информации, действий
правополушарный тип (правополушарник)
предписание (формулирование правил)
представление
признак
прикосновение
принципы: порождения нового, самообучения, самоорганизации (синергетика)
приоритетность интересов заказчика
присоединение / отсоединение: индивидуальное / коллективное; к будущему/ к прошлому/к настоящему; стратегическое (по состоянию) / тактическое (по вопросам, словам, мыслям, жестам, позам, словарю, повторам; по дыханию; к следующему разу (по информации, по содержанию, по эмоциям)
проверка
проговаривание (вербализация)
программа: как система упражнений; диспетчерская; ввода, обработки и вывода информации; вирусная / осознанная; последовательного поиска (перебора) / случайного поиска
программы действий: S1, S2, S3,..., Sk, Sn
прогрессоры
«прокатка» тела («колбаска», «ящерица», «колобок»,…)
пространство: слов, мыслей, вопросов, ответов; задач, обобщенных операций (процедур); справочников
просьба
протяжка гласных (упражнение «певец»)
процесс: наблюдения (описания), объяснения (моделирования), предписания (создания инструкций); исполнения (подчинения), управления (командования), самоуправления; самоописания, самообъяснения, самопредписания (самоинструктирования); преодоления себя; фильтрации сигналов (выделения), фильтрации шумов (подавления); индивидуальной настройки каналов и корреляционной настройки каналов (взаимодействия); отстройки каналов (отвязки, развязки, антикорреляции); согласования и рассогласования; синхронизации и десинхронизации
психопатический круг: общения, познания
Р равновесие: статическое, динамическое; на одной ноге («цапля»), на двух ногах (поза Ромберга, проба профессора Воячека)
радость
развертка / свертка
развивающие системы вопросов
развитие: ребенка как системы
различение (разотождествление, индивидуализация)
разложение по системе базисных функций
разновозрастная система развития КМ
разнообразность упражнений
разотождествление (различение, индивидуализация)
рамка экрана
рассогласование (конфликт) с самим собой
рассогласование («расстыковка»): каналов; систем приема, обработки и выдачи информации
реакция на оценку
ребенок: нестандартный; как простейшая модель; как сложнейшая модель
режим ожидания
репрезентативная система: модальность; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, …
ресурс (резерв): здоровья
рост
рука: ведущая, ведомая
С само: - выражение; - осознание; - обучение (автодидактика); - учитель; - настрой;
- организация; - оценка; - регуляция; - убийство; - определение; - познание; - тренировки;
- стоятельность; - отрицание (суицид)
самообучение / обучение
самоопределение: стратегическое (по целям) / тактическое (по вопросам); устное, письменное
свет
свертка / развертка: слов, вопросов, мыслей, текстов
сверхсознание
сверхусилие
Свободная школа мышления и общения (СШМиО)
связи: перекрестные
связность
связь: с мамой, с папой, с сестрой, с братом, с семьей, с детьми
«священные» треугольники
семиуровневая модель
семь базисных типов задач
семья: как прасистема, как надсистема
сердце
сигнал: как помеха, как сигнал
сигналы: визуальные, аудиальные, кинестетические и др.; конкретные (цвет, свет, картинка, образ, яркость, четкость, слово, интонация, громкость, свист, прикосновение, объятие, жест, поза, мысль, число и т.д.; факт, звук, вид, запах, вкус,…)
символ
симметризация
синектика
синергетика
система: как мозг; как система
система: репрезентативная; аудиальная, визуальная, кинестетическая, дискретная, обонятельная, осязательная, вкусовая; ведущая, ведомая; развития картины мира; педагогическая; верований; операционная; базисных функций
системность: упражнений (согласованность)
системные пособия
скорость
слова: «визуальные», «аудиальные», «кинестетические», «дискретные»…
слово: как системный инструмент познания (обучения)
сложность упражнений
слушать / слышать / понимать / соглашаться
смирение
смотреть / видеть / понимать / соглашаться
смысл
совет: утренний
согласие: согласиться
согласование: групповое («волна», «хлопки по коленкам», перекрестное распределение рук, передача предметов, счет в слух); образования с воспитанием; стандартов
соглашение: учительское, родительское
содержательность упражнений
сознание
состояние: открытое, закрытое; я готов, я – ученик, я – не ученик, я – проживающий, я – наблюдающий, я – метанаблюдатель, я – исполнитель, я – командир (управляющий), я – командир себе (самоуправляющий), я – моделирующий (играющий, мысленно-представляющий), я - программист, я – метапрограммист, я – сын (дочь), я – родитель, я – учитель (обучающий), я – целеполагающий, я – планирующий, я – здоровающийся, я – просящий прощения (извиняющийся), я – прощающий, я – проситель, я – «разрешитель» (разрешающий), я – благодарящий, я – радующийся или огорчающийся (за себя или за других), я – несогласный (возражающий) или согласный, я – спрашивающий, я – решающий задачу, я – проверяющий, я – преодолевающий себя (делающий усилие, а затем сверхусилие), я – работающий (ради себя и других), я – общающийся (открытый на общение), я – мастер
социальная экология
список: дополнение; главных: человеческих слов, ученических слов, школьных слов
способы чтения: свободное, пунктуационное, орфографическое, орфоэпическое, круговое непрерывное
справочник
сравнение (интеграция)
среда
стандарт: этический, развивающий, образовательный
стратегия: познания: инстинктивная/осознанная
страх
структура консультаций
структурирование: с помощью: шаблонов, ключевых слов, ключевых вопросов, ключевых мыслей, ключевых действий (упражнений)
суперпозиция
сценарий: жизни (поведения)
счет: прямой, обратный; включающий левое полушарие; выключающий левое полушарие
«сшибка»: разноуровневых критериев; с самим собой (несогласие с самим собой); декларируемых целей с подсознательными целями
Т таблица: Шульте; стоклеточная
тактика
тело
техника безопасности
технология: здоровье сберегающая
тренировка: в малом пространстве, в большом пространстве (высоком, широком зале)
треугольник: «святой» («священный»); педагогический
трехэтапность упражнений (исполнение, усилие, сверхусилие)
три скорости: говорения, выстукивания («зайчик - барабанщик»), движения
троица (трионим): ученик / родитель / учитель; Бог-Отец / Бог-Сын / Бог-Дух Святой; мысль / слово / вопрос; этический стандарт / развивающий стандарт / образовательный стандарт; проживающий / наблюдатель/ метанаблюдатель; подсознание / сознание / сверхсознание; исполнение / усилие / сверхусилие; дух / душа / тело; хочу / верю / делаю; наблюдение (описание) / объяснение (моделирование) / предписание (формулирование правил); негативизм / нежелание учиться / суицид; быстрее учиться / легче учиться / меньше уставать; войди в состояние / не сомневайся / действуй, исходя из состояния; ребенок / родитель / взрослый; адаптация / индивидуализация / интеграция; отождествление / различение / сравнение; проживание / осознавание / управление; что / как / кто; точка зрения (позиция) / точка слышания / точка чувствования
труд
трудный переходный возраст
трудовое становление
У уверенность / неуверенность
уловки: «но», «пока», «как бы»
улучшение: зрения, слуха
умение: общаться, трудиться, учиться, думать, жить, управлять собою; играть, присоединяться, отсоединяться; любить; слушать, слышать (принимать, повторять), понимать, соглашаться; смотреть, видеть, понимать, соглашаться; чувствовать (ощущать), переживать (проживать, сочувствовать), понимать, соглашаться; думать, вдумываться, понимать, соглашаться; действовать
умения: педагогические, ученические, родительские
управление: левополушарное / правополушарное; ребенком, управляющим собой; управлением; ребенком: через макродвижение, через микродвижения
упражнение: раскладка и сборка алфавита; раскладка и сборка таблиц Шульте; настольные и настенные офтальмотренажеры; 5 способов чтения 18-ти «горок»; «цапля», «ныряльщик», «певец», вопросы о мяче, «зайчик барабанщик»
упорядочивание
уровни ответственности: необходимо выполнить Sn; мне надо выполнить Sn; я должен выполнить Sn
уровни саморегуляции: подчинения, управления, самоуправления, мотивации (целеполагания)
усилие
усиление звука
условия: начальные
устойчивость (уравновешенность)
утренний совет
учитель: ведомый, ведущий; «коридорный»
Ф фаза общения: логическая, интерпретирующая, обобщающая
факт
философский сад камней
фильтрация (подавление): помех, сигналов
формат представления информации
функциональная асимметрия: рук, ног, глаз
Х хаотизация
характеристика крика
характеристика мышления: инертность, гибкость, ригидность, застойность, окостенелость, консерватизм, легкость
Ц «Цапля» (упражнение)
целеустремленность
целое
целостность: «живая»
цель: стратегическая / тактическая; подсознательная / декларируемая
цикл развития: 24 года
Ч чакры (энергетические центры, центры управления инстинктивными стратегиями познания (обучения))
частота упражнений
человек как система
число: контрольное; 3, 5, 7, 10,1 2, 16, 24, 25, 33
чувство: осознанное / неосознанное
чувствование (проживание)
чувствовать (ощущать) / переживать (проживать, сочувствовать) / понимать (принимать, повторять) / соглашаться
Ш шаблон: левополушарный, правополушарный
шаблон инструкции: необходимо (ты должен) выполнить Sn; нельзя (ты не должен) делать Sn; необходимо (ты должен) выполнить Sn, если Sk (если произойдет Sk, если случиться Sk); нельзя (ты не должен) делать Sn, если Sk
шаблон самоинструкции: мне надо (я должен) выполнить Sn; я не должен делать Sn; мне надо выполнить (нельзя выполнить) Sn, если Sk; я должен выполнить (не должен выполнить) Sn, если Sk
шаг: односторонний, перекрестный, кукольный; на носочках, на пяточках; передом, задом, боком
шестнадцать объятий; «не»; «да»
школа: Вальдорфская, Монтессори, Щетинина, Амонашвили, Шаталова, Сухомлинского, Макаренко, диалога культур, Свободная мышления и общения (СШМиО), Ауровилля
школы системные
шум: свистков, хлопков; резкий и неожиданный; дискретный, непрерывный, белый (погремушка)
Э экран: внутренний, внешний
экологическая стенка
экология социальная
эндогенные ритмы
энергетические центры (чакры)
энергия любви (холдинг-терапия)
эталонные: задачи, тексты, вопросы
этапы: этико - психологического становления человека; развития системы; развития человека как системы
этапы тренировки диспетчерской программы: формирование, отработка, запуск, остановка (прерывание); воздействие сигналов различной модальности с одинаковым содержанием (день диспетчера, день звука, день знаний, день зрения, день речи, день мышления, день тела, день творчества)
этика: левого полушария, правого полушария
этико - психологическая подготовка: к школе, к поступлению в ВУЗ, к работе, к жизни, к семье
этическая картина мира
этические «горки»
этические законы развития
этической педагогики основной вопрос
этическое соглашение: родительское, учительское
этичное «пока»
этичность упражнений
этический стандарт
эффект: физический, химический, математический, Пиаже
эффективность игр (упражнений) (см. параметры эффективности упражнений)
Я Я готов! Я хочу! Я верю! Я делаю!
язык: тела, жестов, слов, глаз, запахов, вкусов
Я кручу педали (действую)!
якорение / отвязка
Я: три: хочу / верю (могу) / делаю (действую)