Приложения 4

 

 

 

 

Ключевые мысли

об этической педагогике

и о модуле

«Этическая педагогика»

 

 

 

 

                                                                 Автор – составитель Валявский А. С.

                                                                      по материалам работы модуля

                                                                           «Этическая педагогика»

                                                                 в школе № 592 г. Санкт - Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ -ПЕТЕРБУРГ

ШКОЛА №  592

27

ЯНВАРЯ

2000

года

Ключевые мысли об этической педагогике

и о модуле «Этическая педагогика»

 

1.Педагогическая картина мира, сформулированная в вопросах (Л.1-2), наиболее этична, наиболее конструктивна, наиболее интегральна по форме и содержанию.

2.Этическая педагогика предлагает ряд своих ответов на вопросы педагогической картины мира в вопросах, а также ряд простейших моделей, обладающих описывающей, объясняющей, предсказывающей и рекомендательной,предписывающей, силой.

3.Этическая педагогика, опираясь на комбинирование простейших моделей поведения ученика, учители и родителей, позволяет сформулировать за 2 – 3 часа педагогической консультации ряд конструктивных рекомендаций отдельно для учеников, отдельно для родителей, отдельно для учителей в понятном и посильном для них виде.

4.Педагогическое консультирование отдельных учеников, учителей, родителей, семей, коллективов по всем тяжелейшим стандартным и нестандартным случаям педагогической практики (см. в Л.2 на с. 746) эффективно проводится на основе этической педагогики как новой специальности с учётом рекомендаций современной социальной экологии.

5.Ядром этической педагогики являются три системно-связанных метапредмета: культура самоуправления (приём и выдача информации), культура мышления (обработка информации), культура общения (обмен информацией).

6.Эти три курса проводятся на четырёх уровнях конкретизации: ознакомительном (1), практическом (2), методологическом (3) и профессиональном (4).

7.Опытные педагогики высокоэффективны за счёт того, что явно или неявно развивают у своих учеников культуру мышления, культуру общения и культуру самоуправления на материале своего предмета  и за счёт времени, отводимого на их предмет в соответствии с образовательным стандартом.

8.С точки зрения этической педагогики образовательный стандарт только тогда может быть принят (культура самоуправления) и усвоен (культура мышления) учениками, когда обеспечен его предшественник: развивающий стандарт (культура самоуправления и культура мышления), который в свою очередь также имеет предшественника: этический стандарт (культура общения и др.).

9.Этический стандарт считает условием здорового и успешного развития и учёбы ребёнка согласование всего педагогического процесса с этапами этико – психологического становления детей: с весной, летом, осенью, зимой его жизни в его саду.

10.Нарушение этических условий и законов развития детей приводит к многочисленным предсказуемым последствиям в поведении и учёбе ребёнка по аналогии с тем, как ухудшение погоды и условий сеяния сказываются на всхожести семян и их урожайности на приусадебном участке.

11.Известны некоторые стандартные следствия предшествующих нарушений этических условий и законов развития детей. Так, например, некоторые дети в определённый период своей жизни испытывают такое отвращение к учёбе, что бросают учиться даже при хороших оценках, даже при отличных родителях и учителях, даже при отличных программах и пособиях.

12.Этическая педагогика с учётом общих закономерностей развития ребёнка и их конкретного проявления в данном ребёнке и его семье позволяет различать ситуации, когда ребёнок не может учиться, но хочет, от ситуации, когда он может учиться, но не хочет или: и может и хочет, но не учится. И во всех этих случаях коррекционная помощь также должна быть различной, а на начальном этапе чаще всего индивидуальной, осуществляемой во время первичного консультирования с участием всех членов семьи ребёнка.

13.Групповая коррекционная работа по культуре самоуправления, по культуре общения и по культуре мышления на начальном этапе может успешно проводится даже в разновозрастных группах, так как дети всех возрастов любят учиться в игровой форме, но любят учиться учиться, а не учиться конкретным предметам.

14.Групповая компенсационная работа по культуре самоуправления, культуре общения и культуре мышления на материале конкретных предметов и метапредметов (см. главные школьные слова в Л.3 на с.16) может успешно и системно проводится  учителями конкретных предметов  после появления у них определённых знаний, умений, навыков и убеждений по этической педагогике.

15.По всем главным школьным словам этическая педагогика в состоянии предложить не только программные системные рекомендации, но и оригинальные пособия, конкретизирующие их.

16.Работа модуля «Этическая педагогика» в школе № 592 имеет своею конечной целью создание единого коллективного образа этической педагогики, что естественно не делается никогда в одночасье и по команде и требует в соответствии с законами этического развития постепенности и определённой длительности. Чем серьёзнее и глубиннее процесс, тем опаснее торопливость: всем хорошо известно, что девять даже стопроцентно беременных женщин, собранных вместе, не смогут родить за месяц. На встречах с желающими педагогами школы № 592 уже обсуждались такие важнейшие вопросы как: что должен уметь ученик, чтобы эффективно учиться (ученические умения); что должен уметь учитель, чтобы эффективно учить (педагогические умения); что такое правополушарный шаблон.

17.Сегодняшнее краткое сообщение о работе модуля «этическая педагогика» и о самой этической педагогике имеет своею целью породить у вас новые вопросы и интерес к знакомству с педагогической картиной мира в вопросах.

18.Сегодняшнее краткое игровое занятие с детьми в вашем присутствии имеет своею целью познакомить вас только с духом занятий по культуре самоуправления, только с вершиной айсберга под названием «культура самоуправления», о чём вы можете судить по взрослой программе по культуре самоуправления, представленной в виде перечня ключевых слов для Института практической философии.

19.Концептуально с основными идеями этической педагогики можно познакомиться по (Л.1-10), а практически: на семинарах по этической педагогике, на практикуме по этической педагогике в Университете педагогического мастерства, на спецкурсах по культуре мышления, по культуре самоуправления, по культуре общения, на заказных занятиях с детьми и на педагогических консультациях (запись на спецкурсы и консультации по т.321-30-97 у Натальи Георгиевны).

 

 

 

 

Литература

 

1.Валявский А. С. Этическая педагогика. СПб., Российский фонд «Земля и дети», 1993, вып.1.

2.Валявский А. С. Как понять ребёнка. СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

3.Валявский А. С.Этическая педагогика. СПб.: Российский фонд «Земля и дети», Институт личности, 1994, вып.2.

4. Валявский А. С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. Реальность и субъект, 1998, т.2, №1, с.12 – 16.

5. Валявский А. С. Какие вопросы порождает «Педагогическая картина мира в вопросах». Реальность и субъект, 1998,

 6. Валявский А. С. Как этическая педагогика отвечает на вопросы педагогической картины мира в Свободной школе мышления и общения. Реальность и субъект,1998.

7.Валявский А. С. Основные идеи этической педагогики. Доклад по интернету, 1999, май, страница Международной Академии «Информация, Связь, Управление в технике, природе, обществе» (МАИСУ), http:|// www. shaping. ru.

8. Валявский А. С. Что такое культура мышления и общения с точки зрения метода философского сада камней.   Доклад по интернету, 14.12.99, страница Международной Академии «Информация, Связь, Управление в технике, природе, обществе» (МАИСУ), http:|//www. shaping. ru.

9.Валявский А. С. Зачем нужна педагогическая картина мира в вопросах. Доклад по интернету, 20.12.99, страница Международной Академии «Информация, Связь, Управление в технике, природе, обществе» (МАИСУ), http:|//www. shaping. ru.

10. Валявский А. С. Как и зачем порождать и систематизировать новые образы и модели времени. Реальность и субъект, 1998, т. 2,

 № 4, с.111 – 123.                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

назад

 



Hosted by uCoz