УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
практикума
«Этическая педагогика»
Составитель: Валявский
Андрей Степанович
Санкт-Петербург
2002
Пояснительная записка
Необходимость ввода практикума по этической педагогике диктуется нарастанием количества взаимодействий педагогов с родителями неуспевающих или конфликтующих учеников. Родителей интересует не диагноз, а практические рекомендации, позволяющие конкретно ответить на стандартные вопросы: «Что делать, чтобы… ребенок начал учиться лучше, перестал конфликтовать, стал более управляемым…?» Этическая педагогика систематизирует ответы на эти вопросы и обеспечивает на сегодняшний день возможность проведения индивидуальных и семейных консультаций разного уровня сложности.
Целью данного практикума является: самоопределение слушателей по желаниям, целям и действиям, связывающим их, в рамках образовательного, развивающего и этического стандартов применительно к социокультурным ситуациям будущей и настоящей сферы деятельности.
Содержание практикума определяется минимальными стандартными рекомендациями этической педагогики и жизненными педагогическими ситуациями, предъявленными слушателями на этапе самоопределения.
Во время практикума слушателями выполняются индивидуальные и коллективные игровые и письменные упражнения с последующим лекционным сопровождением с позиций проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя. В конце каждого занятия слушателями формулируются ключевые слова, мысли или вопросы встречи, а также фиксируются домашнее задания.
Прогнозируемые результаты:
§ знание основных идей этической педагогики и практических упражнений по овладению этическим, развивающим и образовательным стандартами, зафиксированных каждым слушателем в виде ключевых слов, вопросов, мыслей, необходимых умений;
§ проживание некоторых минимальных состояний во время практических занятий, с целью их дальнейшего различения в себе во время общения с заказчиками;
§ мотивация слушателей на необходимость овладения критериями оценки эффективности функционирования диспетчерской программы своей и заказчика, аудиовидеокинестетических программ ввода, обработки и вывода информации (своих и заказчика), а также на необходимость совершенствования этих программ;
§ фиксация в сознании слушателей наличия ближайших ответов на исходные вопросы, появление новых вопросов с точки зрения этической педагогики, пополнение тезауруса стандартных вопросов, необходимых для исполнения социокультурных заказов, в частности, для проведения семейного и индивидуального консультирования.
Содержание программы
Тема 1. Основные идеи этической педагогики.
Этика природы. Этика цивилизации. Абсолютизация и гармония, системность, открытость, практичность и этичность знаний о мире.
Педагогическая картина мира. Процесс конструирования целого.
Тема 2. Культура мышления
3 состояния ученика в процессе познания: проживающего наблюдающего,. метонаблюдателя. Левополушарный и правополушарный шаблоны в процессе познания.
Упражнения, письменный рассказ, интервьюирование (европейский и японский стили) как средства познания.
Тема 3. Модальности репрезентативных систем.
Ключевые слова и смыслы. Нравственная психология. Стандартные вопросы и психологическая установка. Этические корни научного познания.
Тема 4. Тренинги и консультации.
Тренинг: коллективный и индивидуальный. Показательная консультация решения проблемы (проживание). Интервью наблюдателей. Метонаблюдение. Круговое проговаривание стандартных вопросов и ответов. Самоопределение и формирование целей на будущее.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
В том числе |
|
лекц. |
практ. |
|||
|
Основные идеи этической педагогики |
6 |
2 |
4 |
|
Культура мышления |
8 |
2 |
6 |
|
Модальности репрезентативных систем. |
4 |
- |
4 |
|
Тренинги и консультации. |
6 |
- |
6 |
ВСЕГО: |
24 |
4 |
20 |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Этическая педагогика. Вып. 1-2. СПб., 1993-1994.
2. Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. В: Реальность и субъект, 1998, т. 2, №1, с. 12-16; доклад на второй научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: «Метод качественных структур: картина мира и XXI век», Санкт-Петербург.
3. Валявский А.С. Какие вопросы порождает «Педагогическая картина мира в вопросах», доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 г.
4. Как этическая педагогика отвечает на вопросы педагогической картины мира в Свободной школе мышления и общения, доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 .
5. Валявский А.С. Как понять ребенка. СПб.: Фолио-Пресс, 1998 г.
6. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992 г.
7. Ллойд Л. Школьная магия, любое издание.
8. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, любое издание.
9. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка (сборник). М.: Аквариум, 1995 г.
10. Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995г.
11. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1996 г.
12. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: практикум. Информация к действию для практичных родителей. СПб.: ТЕССА, 2001.
13. Друнвало Мельхиседек «Древняя тайна цветка жизни» том 1,2. Пер. с английского под ред. И.В. Сутокской. М.: София, Гелиос, 2001 г.
Методические рекомендации
к заданиям - см. Приложения 1 - 3