УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

практикума

 

«Этическая педагогика»

 

 

 

                                Составитель: Валявский

                                    Андрей Степанович

 

Санкт-Петербург

2002
 

Пояснительная записка

 

Необходимость ввода практикума по этической педагогике диктуется нарастанием количества  взаимодействий педагогов с родителями неуспевающих или конфликтующих учеников. Родителей интересует не диагноз, а практические рекомендации, позволяющие конкретно ответить на стандартные вопросы: «Что делать, чтобы… ребенок начал учиться лучше, перестал конфликтовать, стал более управляемым…?» Этическая педагогика систематизирует ответы на эти вопросы и обеспечивает на сегодняшний день возможность проведения индивидуальных и семейных консультаций разного уровня сложности.

Целью данного практикума является: самоопределение слушателей по желаниям, целям и действиям, связывающим их, в рамках образовательного, развивающего и этического стандартов применительно к социокультурным ситуациям будущей и настоящей сферы деятельности.

Содержание практикума определяется минимальными стандартными рекомендациями этической педагогики и жизненными педагогическими ситуациями, предъявленными слушателями на этапе самоопределения.

Во время практикума слушателями выполняются индивидуальные и коллективные игровые и письменные упражнения с последующим лекционным сопровождением с позиций проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя. В конце каждого занятия слушателями формулируются ключевые слова, мысли или вопросы встречи, а также фиксируются домашнее задания.

 

Прогнозируемые результаты:

 

§        знание основных идей этической педагогики и практических упражнений по овладению этическим, развивающим и образовательным стандартами, зафиксированных каждым слушателем в виде ключевых слов, вопросов, мыслей, необходимых умений;

 

§        проживание некоторых минимальных состояний во время практических занятий, с целью их дальнейшего различения в себе во время общения с заказчиками;

 

§        мотивация слушателей на необходимость овладения критериями оценки эффективности функционирования диспетчерской программы своей и заказчика, аудиовидеокинестетических программ ввода, обработки и вывода информации (своих и заказчика), а также на необходимость совершенствования этих программ;

 

§        фиксация в сознании слушателей наличия ближайших ответов на исходные вопросы, появление новых вопросов с точки зрения этической педагогики, пополнение тезауруса стандартных вопросов, необходимых для исполнения социокультурных заказов, в частности, для проведения семейного и индивидуального консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Основные идеи этической педагогики.

Этика природы. Этика цивилизации. Абсолютизация и гармония, системность, открытость, практичность и этичность знаний о мире.

Педагогическая картина мира. Процесс конструирования целого.

 

Тема 2. Культура мышления 

3 состояния ученика в процессе познания: проживающего наблюдающего,. метонаблюдателя. Левополушарный и правополушарный шаблоны в процессе познания.

Упражнения, письменный рассказ, интервьюирование (европейский и японский стили) как средства познания.

 

Тема 3. Модальности репрезентативных систем.

Ключевые слова и смыслы. Нравственная психология. Стандартные вопросы и психологическая установка. Этические корни научного познания.

 

Тема 4. Тренинги и консультации.

Тренинг: коллективный и индивидуальный. Показательная консультация решения проблемы (проживание). Интервью наблюдателей. Метонаблюдение. Круговое проговаривание стандартных вопросов и  ответов. Самоопределение и формирование целей на будущее.

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Тема

Всего часов

В том числе

лекц.

практ.

  1.  

Основные идеи этической педагогики

6

2

4

  1.  

Культура мышления 

8

2

6

  1.  

Модальности репрезентативных систем.

4

-

4

  1.  

Тренинги и консультации.

6

-

6

ВСЕГО:

24

4

20

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.           Этическая педагогика. Вып. 1-2. СПб., 1993-1994.

2.           Валявский А.С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. В: Реальность и субъект, 1998, т. 2, №1, с. 12-16; доклад на второй научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: «Метод качественных структур: картина мира и XXI век», Санкт-Петербург.

3.           Валявский А.С. Какие вопросы порождает «Педагогическая картина мира в вопросах», доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 г.

4.           Как этическая педагогика отвечает на вопросы педагогической картины мира в Свободной школе мышления и общения, доклад на конференции (в печати), тезисы: «Метод качественных структур: картина мира и ХХI век». Тезисы международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 ., СПб.: Ключ, 1997 .

5.           Валявский А.С. Как понять ребенка. СПб.: Фолио-Пресс, 1998 г.

6.           Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992 г.

7.           Ллойд Л. Школьная магия, любое издание.

8.           Гриндер М. Исправление школьного конвейера, любое издание.

9.           Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка (сборник). М.: Аквариум, 1995 г.

10.      Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995г.

11.      Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1996 г.

12.      Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: практикум. Информация к действию для практичных родителей. СПб.: ТЕССА, 2001.

13.      Друнвало Мельхиседек «Древняя тайна цветка жизни» том 1,2. Пер. с английского под ред. И.В. Сутокской. М.: София, Гелиос, 2001 г.

 

 

 

Методические рекомендации

к заданиям - см. Приложения 1 - 3

 

 

 

назад

 



Hosted by uCoz