Программа
демонстрационной части
междугороднего семинара
по работе с детьми с ослабленным зрением
/ Раздаточный материал /
Перспективный ознакомительный нацеливающий план
/Перспективный, так как перечисленные и показанные игры можно использовать в своей работе и все упражнения могут быть упрощены или усложнены в зависимости от возраста и уровня развития. Ознакомительный, так как знакомит с рядом игр, выстроенных в минимальную базовую программу действий, которую невозможно показать во всей содержательной и временной полноте за 45 минут. Нацеливающий, так как нацеливает на знакомство с идеями этической педагогики и коррекционной педагогики с точки зрении этической педагогики./
Упражнения /2А класс*/ |
Вре- мя** |
Упражнения /6А класс/ |
Вре- мя** |
Ключевые слова |
|
1 |
Присоединение по дыханию |
1м |
Присоединение по дыханию |
1м |
синхронизация дыхательных процессов, «взмах дирижерской палочки» |
2 |
Присоединение по цветочку |
2м |
Присоединение по цветочку |
2м |
синхронизация дыхательных процессов, присоединение по действию,интеграция, сборка в «кучку», гармонизация, оздоров- ление, целостность |
3 |
Настенный офтальмотренажер Базарова- Валявского |
3м |
тренировка глазных мышц, снятие напря- жений,переферийное и локальное зрение |
||
4 |
Настольный офтальмотренажер /фиг.1/ |
5м |
// - // -// -// |
||
5 |
Поиск родственников букв /по первой части «Азбуки…»/ |
5м |
Выделение сигнала на фоне зрительных помех, борьба с помехами, операции: масштабирования, отождествления,различения и сравнения |
||
6 |
Поиск слов /по второй части «Азбуки…»/ |
5м |
// - // - // - // |
||
7 |
Быстрая зарядка |
5м |
Быстрая зарядка /с утяжелением/ |
5м |
разминка, координация, выносливость,управление различными частями тела, взаимодействие полушарий и каналов |
8 |
Цапля /статическая по Озерецкому- Валявскому/ |
3м |
Цапля /динамическая по Валявскому-Воячеку/ |
3м |
равновесие, мозжечок как древнейшая интегрирующая структура, психологическая устойчивость, обмен веществ, гомеостаз |
9 |
Упражнения с теннисными мячами*** |
5м |
Упражнения с теннисными мячами*** |
5м |
координация, взаимодействие рук и полушарий, самообучение,саморегуляция, поля зрения |
10 |
Командир /разрешающие, запрещающие свистковые и словесные команды/ |
6м |
Командир (скорость, количество мячей) |
6м |
диспетчерская программа, реакция на разнокачественные команды, скорость, объем внимания, формирование инструкций, хаотичное и упорядоченное перемещение,осознание ошибок |
11 |
Медведь-птичка /синхронные движения/ |
3м |
Медведь- птичка /синхронные и асинхронные движения/ |
5м |
синхронные и асинхронные взаимодействия полушарий, корреляционная связь каналов различной модальности |
12 |
Скакалка*** /разные спо- собы,количество/ |
3м |
Скакалка*** /чередование способов на время/ |
3м |
согласование полушарий через взаимодействие ног и рук, выносливость |
13 |
Хождение по скамейке /откр.глаза/ |
3м |
Хождение по скамейке /закр.глаза/ |
5м |
равновесие,борьба со страхами, уверенность, умение пользоваться разномодальной информацией |
14 |
Упражнения на матах /односторонние движения с откр.глазами/ |
10м |
Упражнения на матах /перекрестные движения, закрытые глаза/ |
10м |
активизация тактильных ощущений, формирование кинестетической модели среды, кинестетическая депривация, формирование диспетчерской программы |
15 |
Отсоединение по дыханию |
2м |
Отсоединение по дыханию |
2м |
завершение экологической петли, возврат в исходное состояние, передача ответственности, осознание завершения работы |
61м |
47м |
* -ведущий учитель Корешкова Галина Васильевна
** -минимальное демонстрационное, но не рабочее время
*** -2 теннисных мяча и скакалка – обязательная атрибутика каждого ученика на уроке
физкультуры
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Без учета этической наследственности
Вы будете наталкиваться на психологические
ограничения ребенка, его семьи, учителей,
врачей. Чем серьезнее отклонение в развитии
и здоровье ребенка, тем эффективнее будут
неспецифические системные методы. Зрение
является прежде всего психологическим
феноменом, поэтому обязательно требует
работы с сознанием всех участников системы.
Можно создать новые более эффективные программы обработки информации (в том числе и зрительной), но ребенок без работы с семьей не будет ими пользоваться в полной мере, поскольку зрение прежде всего психологический феномен и требует работы с сознанием всех участников системы. Работа с семьями описана в книге «Восьмеричный путь к счастью»*: на материале многочисленных примеров объясняется, как мы себя программируем с помощью наших родителей и что делать, чтобы научиться управлять «родительскими» программами, а не подчиняться им. Работа с сознанием учеников с помощью слов представлена в «Азбуке для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»*.
Физиологические упражнения, активизирующие деятельность обоих полушарий, разномодальных каналов приема, обработки и выдачи информации, а также их взаимодействия, представлены в книгах «Как понять ребенка»*, «Оздоравливающие учебные игры»*, книгах Доманов, Монтессори и др.
В книге «Оздоравливающие учебные игры»* имеются вопросники для родителей и учителей, по ответам на которые можно определить, в какие учебные игры в первую очередь надо поиграть с данным ребенком. В этой же книге Вы найдете описания тестовых измерений (с помощью секундомера) параметров самоуправления человека (и учеников и взрослых). По этим измерениям можно судить, как человек (по аналогии со скрипкой) сонастроен сам с собой: скрипка должна быть настроена перед выступлением, ученик – перед учебой, взрослый – перед работой. Проблемы со здоровьем, со зрением, с учебой коррелируют с низкими параметрами самоуправления. При хорошей учебе с низкими параметрами рано или поздно наблюдается расплата: ухудшение почерка, замедление скорости чтения, замедление скорости мышления, падение зрения, падение успеваемости, потеря здоровья и так далее. Поэтому перспективно использовать эти параметры в качественном табеле начальной школы (с ним можно ознакомиться у ведущего учителя 2А класса Корешковой Галины Васильевны).
Ключевые слова и словосочетания по этической педагогике имеются в книге «Как понять ребенка»*. Имеется также аналогичный список по коррекционной педагогике с точки зрения этической педагогики.
Книги, отмеченные звездочкой, можно сегодня приобрести в фойе школы или при их нехватке заказать у секретаря Натальи Георгиевны по телефонам: (812)3213097, +79213723818. Указанные книги также можно заказать в Интернет-магазине «Интернатура»: www.internatura.ru .Подробности о книгах Валявского .А. С. смотрите на его сайте www.vas-azbuka.narod.ru.