Программа

демонстрационной части

междугороднего семинара

по работе с детьми с ослабленным зрением

 

/ Раздаточный материал /

 

 

 

  

         Перспективный ознакомительный нацеливающий план

  /Перспективный, так как перечисленные и показанные игры можно использовать в своей работе и все упражнения могут быть упрощены или усложнены в зависимости от возраста и уровня развития. Ознакомительный, так как знакомит с рядом игр, выстроенных в минимальную базовую программу действий, которую невозможно показать во всей  содержательной и временной полноте за 45 минут. Нацеливающий, так как нацеливает на знакомство с идеями этической педагогики и коррекционной педагогики с точки зрении этической педагогики./

     Упражнения

       /2А класс*/

Вре-

мя**

    Упражнения

      /6А класс/

Вре-

мя**

Ключевые слова

1

  Присоединение

     по дыханию

 Присоединение 

   по дыханию

синхронизация  дыхательных процессов, «взмах дирижерской палочки»

2

  Присоединение

     по цветочку

Присоединение

   по цветочку

синхронизация дыхательных процессов, присоединение по

действию,интеграция, сборка в «кучку», гармонизация, оздоров-

ление, целостность

3

      Настенный

офтальмотренажер

       Базарова-   

     Валявского

тренировка глазных

мышц, снятие напря-

жений,переферийное

и локальное зрение

4

     Настольный

офтальмотренажер

         /фиг.1/

         // - // -// -//

5

         Поиск

  родственников

          букв

    /по первой

части «Азбуки…»/

Выделение сигнала  на

фоне зрительных помех,

борьба с помехами, операции:

масштабирования,

отождествления,различения и сравнения

6

    Поиск слов

     /по второй

части «Азбуки…»/

        // - // - // - //

7

 Быстрая зарядка

     Быстрая  

     зарядка

/с утяжелением/

разминка, координация,

выносливость,управление

различными частями тела,

взаимодействие полушарий и каналов

8

         Цапля

   /статическая

по Озерецкому-

Валявскому/

        Цапля

 /динамическая

по Валявскому-Воячеку/

равновесие, мозжечок как

древнейшая интегрирующая

структура, психологическая

устойчивость, обмен веществ, гомеостаз

9

    Упражнения

   с теннисными

        мячами***

 Упражнения с

  теннисными

     мячами***

координация, взаимодействие

рук и полушарий,

самообучение,саморегуляция, поля зрения

10

      Командир

  /разрешающие,

   запрещающие

   свистковые и  

     словесные

       команды/

     Командир

     (скорость,            

   количество

       мячей)

диспетчерская программа,

реакция на разнокачественные

команды, скорость, объем внимания,

формирование инструкций,

хаотичное и упорядоченное

перемещение,осознание ошибок

11

  Медведь-птичка

    /синхронные

       движения/

     Медведь-

      птичка

 /синхронные и            

  асинхронные

    движения/

синхронные и асинхронные

взаимодействия полушарий,

корреляционная связь

каналов различной

модальности

12

       Скакалка***

   /разные спо-  

собы,количество/

    Скакалка***       

/чередование  

   способов

   на время/

согласование полушарий

через взаимодействие ног

и рук, выносливость

13

       Хождение

    по скамейке

    /откр.глаза/

    Хождение

  по скамейке   

   /закр.глаза/

равновесие,борьба со страхами,

уверенность, умение пользоваться разномодальной

информацией

14

    Упражнения

      на матах

  /односторонние

      движения

   с откр.глазами/

10м

   Упражнения

      на матах

 /перекрестные

     движения,

закрытые глаза/

10м

активизация тактильных

ощущений, формирование

кинестетической модели

среды, кинестетическая

депривация, формирование

диспетчерской программы

15

   Отсоединение

    по дыханию

  Отсоединение

   по дыханию

завершение экологической петли, возврат в исходное состояние, передача ответственности,

осознание завершения работы

61м

47м

    *  -ведущий учитель Корешкова Галина Васильевна

  **  -минимальное демонстрационное, но не рабочее время

***  -2 теннисных мяча и скакалка – обязательная атрибутика каждого ученика на уроке

        физкультуры

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 Без учета этической наследственности

                                                                            Вы будете наталкиваться на психологические

                                                                            ограничения ребенка, его семьи, учителей,

                                                                            врачей. Чем серьезнее отклонение в развитии

                                                                            и здоровье ребенка, тем эффективнее будут

                                                                            неспецифические системные методы. Зрение

                                                                            является прежде всего психологическим

                                                                            феноменом, поэтому обязательно требует

                                                                            работы с сознанием всех участников системы.

   

       Можно создать новые более эффективные программы обработки информации (в том числе и зрительной), но ребенок без работы с семьей не будет ими пользоваться в полной мере, поскольку зрение прежде всего психологический феномен и требует работы с сознанием всех участников системы. Работа с семьями описана в книге «Восьмеричный путь к счастью»*: на материале многочисленных примеров объясняется, как мы себя программируем с помощью наших родителей и что делать, чтобы научиться управлять «родительскими» программами, а не подчиняться им. Работа с сознанием учеников с помощью слов представлена в «Азбуке для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»*.

      Физиологические упражнения, активизирующие деятельность обоих полушарий, разномодальных каналов приема, обработки и выдачи информации, а также их взаимодействия, представлены в книгах «Как понять ребенка»*, «Оздоравливающие учебные игры»*, книгах Доманов, Монтессори и др.

     В книге «Оздоравливающие учебные игры»* имеются вопросники для родителей и учителей, по ответам на которые можно определить, в какие учебные игры в первую очередь надо поиграть с данным ребенком. В этой же книге Вы найдете описания тестовых измерений (с помощью секундомера) параметров самоуправления человека (и учеников и взрослых). По этим измерениям можно судить, как человек (по аналогии со скрипкой) сонастроен сам с собой: скрипка должна быть настроена перед выступлением, ученик – перед учебой, взрослый – перед работой. Проблемы со здоровьем, со зрением, с учебой коррелируют с низкими параметрами самоуправления. При хорошей учебе с низкими параметрами рано или поздно наблюдается расплата: ухудшение почерка, замедление скорости чтения, замедление скорости мышления, падение зрения, падение успеваемости, потеря здоровья и так далее. Поэтому перспективно использовать эти параметры в качественном табеле начальной школы (с ним можно ознакомиться у ведущего учителя 2А класса Корешковой Галины Васильевны).

     Ключевые слова и словосочетания по этической педагогике имеются в книге «Как понять ребенка»*. Имеется также аналогичный список по коррекционной педагогике с точки зрения этической педагогики.

     Книги, отмеченные звездочкой, можно сегодня приобрести в фойе школы или при их нехватке заказать у секретаря Натальи Георгиевны по телефонам: (812)3213097, +79213723818. Указанные книги также можно заказать в Интернет-магазине «Интернатура»: www.internatura.ru .Подробности о книгах Валявского .А. С. смотрите на его сайте www.vas-azbuka.narod.ru.

 

 

назад

 



Hosted by uCoz