Реальность и субъект, 2002, том 6, №2, с.12 – 14.

 

************************************************************************

Валявский А. С.,
доктор философии,
академик МАИСУ
г. Санкт-Петербург.

 

Адаптация системы к реальности
за счет повышения уровня своего разнообразия.

 

Иллюзия – вот единственная
реальность.

Флобер.

 

Мир каждый видит в облике ином,
И каждый прав – так много смысла в нем.

Гете.

 

 

Что характерно для саморазвивающейся системы.

         Саморазвивающаяся система стремится быть адекватной среде. С этой целью она отображает среду на внутреннюю карту среды.

         Чем точнее будет эта карта, тем лучше система будет ориентироваться в мире, тем меньшее количество ошибок она будет совершать, тем безопаснее маршрут она будет выбирать на местности, т.е. в реальности, тем быстрее система сможет прогнозировать изменения в среде и тем быстрее будет к ним приспосабливаться внутренне (гомеостаз, конфликты с собой, со своими элементами и надсистемами) и внешне (биоценоз, конфликты с другими, с другими системами и подсистемами), тем меньше система будет конфликтовать с реальностью. Следовательно, тем более гармоничной система будет сама по себе и в отношениях с другими системами.

         Другими словами система должна быть необходимо и достаточно открыта, чтобы разнообразие внешней среды могло быть необходимо и достаточно отображено в разнообразии внутренней среды. Эффект сообщающихся сосудов и
"эффект соленого огурца" (обучение, Шаталов В. Ф.) подсказывают физические образы такой открытости.

         Степень открытости  системы с внешней стороны регулируется необходимым и достаточным уровнем разнообразия внешней среды, а с внутренней – уровнем готовности, т.е. необходимым и достаточным уровнем собственного внутреннего разнообразия, разнообразия внутренней среды.

         При отсутствии стыковочной зоны между этими двумя диапазонами разнообразия внешняя среда при всем ее богатстве не будет развивающей, а внутренняя среда – воспринимающей.

         Закон необходимого и достаточного разнообразия как закон самоорганизации системы и среды обладает, на наш взгляд, минимальной системной полнотой и большой мощностью:

·        описательной;

·        объяснительной, в том числе и предсказательной;

·        предписывающей.

Что способствует повышению уровня внутреннего разнообразия с точки зрения обучения.

            С  точки зрения обучения имеется несколько конструктивных ответов на этот вопрос.

1.     Необходимая и достаточная развитость всех каналов приема, обработки и выдачи разномодальной и разнополушарной информации.

2.     Необходимая и достаточная независимость всех каналов, чтобы была возможность отображать разнообразие независимых случайных процессов. Неслучайна, в связи с этим, наблюдаемая разделенность мозговых структур: "Когда части окружающей среды не очень связаны (другими словами, когда они независимы), приспособление будет идти быстрее, если части мозга также будут независимы" [10, с. 326]. 

3.     Необходимая и достаточная коррелированность всех каналов, чтобы была возможность отображать разнообразие зависимых процессов.

4.     Необходимая и достаточная устойчивость всех каналов к шумам, чтобы была возможность при отображении закономерного разнообразия фильтровать случайное, т.е. выделять полезный сигнал на фоне шумов без потери целостности (здоровья).

5.     Необходимая и достаточная информированность (полнота базы данных) о среде внешней и внутренней, о себе, наполненность тезауруса системы частными картинами мира других систем, различными моделями пространства и времени [5,6] отражающими реальное разнообразие мира и семительное и семивременное существование человека [5,6], а также минимальную тройственность его позиций: проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя, а, следовательно, и минимальную тройственность его картин мира: картины мира с позиции проживающего (подсознательная картина мира), картина мира с позиции наблюдателя (сознательная картина мира), картина мира с позиции метанаблюдателя (сверхсознательная картина мира).

6.     Необходимая и достаточная тренированность, позволяющая управлять собой как минимум на четырех уровнях:

·        с позиций проживающего (умение экспериментировать, умение действовать);

·        с позиций  наблюдателя (умение наблюдать, умение бездействовать);

·        с позиций метанаблюдателя (умение наблюдать за своим внутренним наблюдателем и управлять им, умение обдумывать, т.е. действовать или бездействовать в уме, умение перепрограммировать себя с опорой на различные картины мира и их комбинации, умение корректировать свою картину мира как модель реальности по сигналам реальности и собственным экспериментам, умение задавать вопросы и отвечать на них);

·        с позиции целостного состояния (умение интегрировать проживание, наблюдение и метанаблюдение в одно целое "прожинаблюметабдение", с позиции "прожинаблюметадателя", творца и создателя всего сущего).

7.     Необходимая и достаточная согласованность между системой верований (во что верит система) системой желаний (чего хочет система), системой действий (что делает система).

         Если система (человек) даже страстно хочет, например, выздороветь, но недостаточно верит в выздоровление (нет модели), то его действия, скорее всего, будут неэффективными.

         Если система (человек) даже страстно верит, но недостаточно хочет выздоровления, то его действия, скорее  всего, будут неэффективными.

         Если же система и хочет и верит достаточно (система желаний и верований достаточно разнообразна), то, скорее всего, достаточная система действий будет минимальной и по силам системе. Такая согласованность делает систему целостной и открытой для минимальной помощи со стороны людей и Бога, когда заказчик-система обращается за консультацией к мастеру-системе. Минимальным этическим сигналом к преобразующему взаимодействию является осознанная просьба о помощи и встречная система наипростейших консультационных мастерских вопросов:

·        согласованных с желаниями заказчика в рамках его просьбы (А хотите ли Вы этого?... А готовы Вы к тому, чего хотите?… Чего Вы хотите на самом деле, как Вы думаете?… А как Вы чувствуете, чего Вы хотите на самом деле?…);

·        согласованных с верованиями заказчика (А Вы верите в то, чего хотите?… А что Вам мешает в это верить, как Вы думаете?… А как Вы чувствуете, что мешает Вам в это верить?… А во что Вы верите?… Когда Вы будете готовы поверить, как Вы думаете?… Сколько Вам потребуется времени, чтобы поверить?… Как Вы думаете, когда Вы сможете желаемое Вами представить произошедшим?… Через год?… Через месяц?… Через неделю?… Как Вы думаете, когда Вы начнете замечать желаемые изменения?);

·        согласованных с действиями  заказчика (А что надо сделать, чтобы?… А когда Вы это сделаете?… Знаете ли Вы, что надо теперь делать?… А как интенсивно?… Как часто?… Как длительно ?… Что Вам даст знать, что изменения начались?…).

8.     Появление таких характеристик действий заказчика-системы как  интенсивность, частотность и длительность [7,9] делает нашу систему рассмотрения достаточно полной, так как замыкает круг качественного описания закона необходимого и достаточного разнообразия и через эти характеристики делает его фактически описанием закона необходимого и достаточного однообразия, поскольку ставит вопрос о количестве повторяющихся действий-упражнений за одну тренировку (интенсивность), о количестве повторяющихся тренировок за, например, неделю (частотность) и количестве времени, затрачиваемом на одну тренировку (длительность).

         Необходимая и достаточная интенсивность, частотность и длительность воздействия тренирующих упражнений делает их при любой их простоте [8] системой, распределенной во времени и поставляющей равные количества информации о разнообразии среды.

         Следующая цитата в подтверждении сказанного взята нами из работы Эшби "Принципы самоорганизации": "…Положение определяется основным законом необходимого разнообразия (и десятой теоремой Шеннона), который гласит, что нужный выбор (не являющийся случайным) абсолютным образом зависит от передачи, по крайней мере, равного количества информации. Все последующие изыскания должны считаться с этим законом, если не хотят оказаться бесполезными еще до того, как они будут начаты" [10, с. 341-342].

         Все последующие изыскания по адаптации системы к реальности, на наш взгляд, связаны с той или иной конкретизацией закона необходимого и достаточного разнообразия – закона обучения и оздоровления.

         Необходимый уровень разнообразия обеспечивает здоровое существование, пополнение, накопление, выживание, развитие и стоящими за ними: относительную самосогласованность за счет "настройки инструмента и репетиций".

         Достаточный уровень разнообразия обеспечивает переход на следующий уровень развития и стоящую за ним абсолютную согласованность за счет включенности в оркестр природы, подчинение дирижеру, реальную этическую помощь другим системам без нарушения их и своей целостности.

         При несознательном обучении и оздоровлении система автоматически повышает уровень своего внутреннего разнообразия за счет повышения разнообразия среды врачом, учителем или мастером.

         При сознательном обучении и оздоровлении система сознательно повышает уровень своего внутреннего разнообразия за счет минимизации рассогласований между системами верований, желаний и действий (см.п.7).

         В обоих случаях, как указывалось выше, требуется необходимая и достаточная развитость всех каналов приема, обработки и выдачи разномодальной и разнополушарной информации (см.п.1), их независимость (см.п.2), их коррелированность (см.п.3), их устойчивость к шумам (см.п.4), информированность (см.п.5) и тренированность (см.п.6). Нетрудно заметить, что в этих требованиях к каналам проявляется тот же закон необходимого и достаточного разнообразия, поскольку выполнение этих требований позволяет разнообразию внешней среды максимально повышать разнообразие внутренней среды благодаря открытому состоянию системы и, в силу этой открытости, благодаря максимальному отображению среды на внутреннюю карту среды – карту реальности.

         Оптимизация карты реальности приводит, в свою очередь, к адаптации системы к реальности за счет повышения уровня внутреннего разнообразия системы.

Где можно об этом  прочитать дополнительно.

         В [7,8] имеется информация о разнообразности как одной из характеристик оздоравливающих упражнений и программ. Там же [7,8] упоминаются такие характеристики как интенсивность, частотность, длительность, сложность, содержательность, этичность. Интенсивность, частота и длительность упражнений упоминается также в [9]. Конкретизацией закона необходимого и достаточного разнообразия можно считать оздоравливающие учебные игры [5,7], сформулированные в рамках концепции "Этическая педагогика" [1-5], ядром которой являются три метапредмета: культура мышления, культура общения и культура самоуправления. Позиция проживающего, наблюдателя и метанаблюдателя неоднократно упоминается в связи с культурой мышления в [5,6]. Педагогическая картина мира в вопросах представлена в [1,5] и иллюстрирует конструктивность сворачивания информации до вопросов как наиболее этичной формы подачи материала, способствующей не конфронтации за счет акцента на разных точках зрения, а дополнению друг друга до целостности за счет разных ответов на один и тот же вопрос [1,5]. Культура общения как метапредмет ставит вопрос об открытости системы на новые состояния, доступные только при преобразующем взаимодействии. Культура самоуправления оперирует семью основными параметрами самоуправления как характеристиками самосогласования системы, объединенными в системную комплексную простейшую пробу [8]. Там же указывается ряд простейших оздоравливающих колебательных упражнений, например, "Качели" и "Тик-так", использование которых с необходимой интенсивностью, частотностью и длительностью дают стойкий стабилизирующий гомеостатический эффект, способствующий оздоровлению [8] и являющийся ярким примером закона необходимого и достаточного разнообразия применительно к однообразию.

Ключевые мысли.

1.     Закон необходимого и достаточного разнообразия как закон самоорганизации системы и среды обладает минимальной системной полнотой и большой мощностью: описательной, объяснительной и предписывающей.

2.     Закон необходимого и достаточного разнообразия является законом обучения и оздоровления, законом адаптации системы к реальности за счет повышения уровня разнообразия внешней и внутренней среды, законом оптимизации карты реальности к самой реальности.

3.     Закон необходимого и достаточного разнообразия диктует также требования к каналам приема, обработки и выдачи разномодальной и разнополушарной информации (открытость, развитость, независимость, коррелированность, устойчивость, информированность, тренированность, согласованность).

4.     Закон необходимого и достаточного разнообразия при рассмотрении обучающих и оздоравливающих воздействий – упражнений переходит как бы в закон необходимого и достаточного однообразия через учет интенсивности, частотности и длительности поддержания одного и того же уровня разнообразия внешней среды на входе системы. При этом сами воздействия, несмотря на внешнюю простоту, оказываются очень эффективными, когда являются системой, распределенной во времени [8].

5.     Адаптацию саморегулирующейся системы к реальности можно ускорить за счет сознательного согласования системы желаний, системы верований и системы действий в консультационном режиме постановки наипростейших мастерских вопросов по просьбе системы и в рамках заказа системы (цели системы).

6.     Необходимый уровень внутреннего разнообразия обеспечивает оздоровление, здоровье и возможность принятия помощи.

7.     Достаточный уровень внутреннего разнообразия обеспечивает переход на следующий уровень развития и возможность оказания помощи другим системам без нарушения их и своей целостности. Достаточный уровень внутреннего разнообразия является уровнем мастера.

 

Литература.

1.     Валявский А. С. Этическая педагогика. СПб.: Российский фонд "Земля и дети", 1993, вып.1.

2.     Валявский А. С. Этическая педагогика как система развития картины мира ученика, родителя, учителя. // Реальность и субъект, 1998, том 2, №1, с.12-16.

3.     Валявский А. С. Какие вопросы порождает "Педагогическая картина мира в вопросах". Доклад на второй международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: Метод качественных структур и 21 век", г. Санкт-Петербург. // Реальность и субъект, в печати.

4.     Валявский А. С. Как этическая педагогика отвечает на вопросы педагогической картины мира в Свободной школе мышления и общения. Доклад на второй международной научно-практической конференции 21-22 июня 1997 г.: Метод качественных структур и 21 век", г. Санкт-Петербург. // Реальность и субъект, в печати.

5.     Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

6.     Валявский А. С. Как и зачем порождать и систематизировать новые образы и модели времени. // Реальность и субъект. 1998, том 2, №4, с.111-123;
                                                                                      1998, том 3, № 3- 4, с.190-205.

7.     Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. СПб.: Тесса, 2001.

8.     Валявский А. С. Семь основных параметров самоуправления. Как измерить минимальные параметры самоуправления или минимальный тест на самоуправление. // Реальность и субъект, в печати.

9.     Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996.

10.           Эшби У. Р. Принципы самоорганизации. // Принципы самоорганизации. Симпозиум 1961 года. М.: Мир, 1966.

 

Аннотация.

 

Ключевые слова: необходимое и достаточное разнообразие; среда: внешняя и внутренняя; обучение, оздоровление; требования к каналам: открытость, развитость, независимость, коррелированность, устойчивость, информированность, тренированность, согласованность, сознательность; требования к упражнениям: интенсивность, частотность, длительность, простота, системность, эффективность; системы: желаний, верований, действий.

 

Резюме: Закон необходимого и достаточного разнообразия (ЗНДР) является законом обучения и оздоровления, законом адаптации к реальности за счет повышения уровня разнообразия внешней и внутренней среды. ЗНДР диктует требования к каналам приема, обработки и выдачи информации, а также к обучающим и оздоравливающим упражнениям, которые, являясь системой, распределенной во времени, могут быть очень простыми и эффективными. Адаптацию системы к реальности можно ускорить за счет сознательного согласования системы желаний, системы верований, системы действий.

 

 

 

назад

 



Hosted by uCoz