Валявский А. С., доктор философии,
академик МАИСУ, психолог-консультант
ДОУ № 137
Оздоровление зависимых детей через работу с семьей в ДОУ
Ключевые слова: непослушание, заболеваемость, конфликтность, этическая
педагогика, параметры самоуправления, диспетчерская
программа, оздоравливающие учебные игры, необходимость
участия родителей, новая азбука, новые дети «индиго»,
независимость зависимых детей, семейные консультации.
Зависимые дети болеют чаще других детей. В период ежегодной адаптации к детскому саду заболеваемость зависимых детей максимальна. При симбиотической зависимости от родителей такие дети редко посещают детский сад, их заболеваемость постоянно высока. При посещении детского сада зависимые дети плохо засыпают, часто писаются, не просятся на горшок, конфликтуют со сверстниками и воспитателями, часто сильно привязываются к какому-то одному воспитателю, больше похожему на маму.
Воспитатели детского сада нацеливают родителей на книгу Валявского А. С., Яковис А. С. «Оздоравливающие учебные игры», где приводится набор игр, позволяющий снижать заболеваемость и зависимость детей от родителей и родительских способов управления ребёнком.
Родители по совету воспитателей записываются на семейные консультации. Во время консультаций родители знакомятся с минимальным набором игр, повышающих психологическую устойчивость и посильных для родителей. Родители узнают об основных параметрах самоуправления, которые легко измеряются и контролируются с помощью секундомера. Чем выше параметры самоуправления, тем устойчивее и бесконфликтнее ребёнок посещает детский сад, а впоследствии и школу, тем лучше он учится и в саду и в школе. Оздоравливающие учебные игры снижают также конфликтность детей в семье, способствуют их более быстрому засыпанию дома, снижают энурез и непослушание.
Игры направлены на активизацию полушарий и их взаимодействия, на активизацию и взаимодействия визуального, аудиального и кинестетического каналов приёма, обработки и выдачи информации. С помощью таких игр родители формируют диспетчерскую программу, управляющую полушариями коры головного мозга и каналами различной модальности в различных режимах общения.
Роль этих игр особо значима в дошкольный период, когда дети быстрее обучаются многим действиям именно у родителей, а не у воспитателей, глядя на родителей (визуальный канал), слушая родителей (аудиальный канал) и чувствую родителей (кинестетический, двигательно-чувственный канал). Предлагаемые игры могут быть упрощены или усложнены для каждого из периодов становления ребёнка, зависящих, прежде всего, от родителей: от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет. Все эти периоды, как и последующие, содержательно описаны в книге Валявского А. С. «Как понять ребёнка» с точки зрения того, что в каждом периоде посильно зависит от родителей. Эта книга имеется в каждой группе. На консультации родители могут приобрести аудиокассеты или диск для компьютера с видеоматериалами по предложенной теме.
Таким образом, основные идеи этической педагогики помогают родителям и воспитателям зависимых и часто болеющих детей. В ближайшее время выйдет из печати «Азбука» в четырёх частях, реализующих идеи этической педагогики в форме, доступной и полезной дошкольникам, родителям, воспитателям и учителям начальных классов.
Всё вышеизложенное весьма актуально, поскольку вал современных талантливых детей, зависимых от родителей, катастрофически нарастает во всём мире. Растёт число родителей, незнающих, что делать с такими «царственными» непослушными детьми. Эти новые дети пытаются управлять взрослыми и собой с помощью взрослых, но сами с собою без помощи взрослых справиться не могут.* Трагедия современных детей «индиго»** усугубляется падением нравов***, рекламной, компьютерной и экологической бомбардировкой, а также кризисом семьи**** как элементарной ячейки общества.
Примечания от 2010 года:
* - для современных родителей современных детей пришлось сформулировать краткое обращение под названием «Родительская демократия».
** - когда проходила данная конференция уже было понятно, что дети «индиго» – это первая «ласточка» среди новых детей, первая группа, осознанная взрослыми под таким названием с 1984 года; в современной литературе уже можно встретить и другие классификационные группы: кристальные дети, переходные дети, молчуны, звёздные дети, ангельские дети (см., например, Мэг Блекберн Лоузи «Дети будущего уже среди нас. Дети индиго, кристаллические и звёздные дети, ангелы на Земле и феномен переходных детей.», пер. с англ. – М.: РИПОЛ классик, 2007); как и раньше, смею надеяться, что появится ещё парочка групп новых детей, как они сами себя называют.
*** - падение нравов продолжается, именно поэтому я и вынужден был начать ему противостоять своим сайтом и книгами последних лет вместе с новыми детьми, многие из которых, как оказалось, понимают свою роль на Земле лучше своих родителей: «Неужели вы не понимаете, что мы здесь не ради личных целей, но ради целей всего мироздания? …Мы, Новые дети, пришли в мир, чтобы помочь вам…» понять это. Чтобы помочь понять, «что единственной объединяющей силой всего сущего является любовь. Любовь- это голос Новых детей.» Цитата взята из предисловия к вышеупомянутой книге «Дети будущего уже среди нас. А написал это предисловие девятилетний мальчик Николас М. Чензе, носитель Света и Любви, как он сам себя назвал.
**** - многие современные новые дети кладут себя на алтарь семьи, пытаясь объединить своих родителей в борьбе с их непослушанием или в заботе о здоровье детей (симулируют любые заболевания – некоторые сознательно, а некоторые бессознательно); могу привести массу примеров, когда ребёнок всё делает для того, чтобы родители, наконец, перестали играть с ним, всё понимающим, в попустительскую демократию и начали его учить делать не только то, что он хочет (за «хочу» отвечает правое полушарие), но и то, что надо (за «надо» отвечает левое полушарие), иначе он так и не сумеет реализовать свой творческий потенциал и будет всю жизнь на вторых ролях на работе (второе лицо в фирме), в семье (не глава семьи), в профессии (музыкант под руководством дирижёра, артист под руководством режиссёра или свободный художник, не умеющий начинать или доводить начатые проекты до завершения), то есть его зависимость от родителей может перейти в зависимость от кого-либо по жизни или, не дай Бог, в зависимость от чего-либо (сами знаете чего). Видя перед собой такого ребёнка, «бьющегося» об родителей, пытающегося «достучаться» до них с помощью своих проблем, я реально или мысленно благодарю его за то, что он фактически привёл ко мне на консультацию своих родителей и прошу его теперь заняться своими жизненными делами развития, помогая родителям, поддерживая их, но не «подливая масла» в топку их взаимоотношений. Я считаю, что современные дети делают всё, чтобы спасти семью даже ценой собственного здоровья, лишь бы укрепить этическое здоровье семьи, связав близких своей любовью. Дети уже осознали, что спастись в лодке под названием «семья» можно только вместе. Дело за взрослыми. Спасибо тем, кто это уже осознал. Спасибо тем, кто читает эти строки и радеет вместе со мной. Дайте знать другим.