А.С.Валявского, А.С.Яковис
Оздоравливающие учебные игры.
Часть первая: Практикум.
Информация к действию для практичных родителей.
СПб.: ТЕССА,2001
Ирины Аполлоновны Колесниковой,
доктора педагогических наук, профессора,
действительного члена Академии гуманитарных наук,
зам. директора Института образования взрослых РАО
Подарок родителям, детям, учителям!
Какое счастье, что наряду со специалистами, придумывающими разные тесты, дабы уличить ребёнка в его неспособности к обучению, а значит – в ущербности, есть в России люди, глубоко убеждённые, что если понять природу детских затруднений во взаимосвязи с миром, людьми, самим собой – ему можно будет помочь.
Один из таких людей – Андрей Степанович Валявский. Все его работы лежат в русле авторской системы профессионально-личностных смыслов и ценностей, в русле этической педагогики. Я назвала бы её иначе – педагогикой реального гуманизма, гуманизма действенного не по отношению к человеку вообще, но к конкретному ребёнку, подростку, взрослому именно с его бедами и затруднениями в обучении и воспитании.
Предыдущая книга Андрея Степановича называлась «Как понять ребёнка». Это заглавие для меня перекликается с названием знаменитой книги Я. Корчака «Как любить ребёнка», ибо наука любви к ребёнку предполагает непременно обучение взрослого пониманию ребёнка и процессов, направляющих и формирующих его развитие изнутри.
Книга в значительно мере универсальна, так как основана на знании фундаментальных свойств человеческого мозга, связанных с восприятием и переработкой информации. Она, как и другие публикации автора, написана прекрасным, образным русским языком. Андрей Степанович так просто умеет рассказать о сложнейших вещах не только потому, что как педагог и философ многие годы глубоко размышлял над проблемами развития и воспитания человека, но и потому, что как блестящий практик сумел опытным путём проверить справедливость своих педагогических догадок и прозрений. Многие учителя, родители и дети в разных регионах России с благодарностью вспоминают встречи с ним, его беседы, семинары, занятия.
Уверена, что новая книга-практикум будет интересна самому широкому кругу читателей. И в первую очередь тем, кто понимает, что лежит за пределами текста, то есть специалистам, занимающимся проблемами человека. Именно они под оболочкой простеньких на первый взгляд игр сумеют увидеть сложнейшую систему, запускающую механизмы развития и оздоровления детского организма, и будут приятно удивлены тончайшими хитросплетениями, которые удалось выстроить автору.
Книга будет не менее интересна и полезна тем родителям, кто многого пока не понимает, в частности, почему его ребёнок вовсе не так хорош и успешен, как хотелось бы.
Хочется верить в то, что и учителя, которые хотели бы понять причины своих профессиональных затруднений в работе с некоторыми (или даже с многими) детьми, поверят автору и сумеют осознать, что же можно и нужно пытаться откорректировать, сталкиваясь с детским или подростковым неумением, незнанием, непониманием.
Наконец, практикум будет прекрасным подарком тем, кого не всегда понимают их родители и учителя, а именно, детям. Как раз для них авторы собрали под одной обложкой более 80 игр, в которые так интересно будет сыграть, особенно понимая, как это поможет в решении собственных проблем, о которых порой сложно рассказать взрослому.
Знакомство с материалами, собранными в книге, должно убедить читателя, что результаты диагностики степени развития той или иной диспетчерской программы – это совсем не приговор, а всего лишь отправная точка для совместного приложения усилий взрослого и ребёнка по самоизменению, изменению, в ходе которого оздоровление (физическое, психическое, интеллектуальное, социальное) сопряжено с обучением, вернее, самопознанием и самосовершенствованием. Причём важно, что эта книга – сборник «рецептов» по обучению и оздоровлению не только ребёнка, но и взрослого, поскольку каждый из предпринятых шагов будет способствовать нейтрализации психического напряжения, которое многие испытывают, не понимая истоков неудач своего чада, не умея ему помочь.
Как много откроется возможностей для творческого содружества всех членов семьи, если внимательно поработать с содержанием каждой из предлагаемых авторами частей, какое многообразие маршрутов … В добрый путь!
И. А. Колесникова
Доктор педагогических наук, профессор,
действительный член Академии гуманитарных наук,
зам. директора Института образования взрослых РАО
Рецензия на книгу
А.С.Валявского, А.С.Яковис
Оздоравливающие учебные игры.
Часть первая: Практикум.
Информация к действию для практичных родителей.
СПб.: ТЕССА,2001
Сергея Юрьевича Афонькина,
учителя высшей категории,
автора многих учебников и книг
К читателю
Технический прогресс неоспорим. Его результаты мы видим вокруг себя каждый день. Мало того, что видим, активно пользуемся в обыденной жизни плодами этого прогресса. Смотрим телевизор, разговариваем по телефону, иногда даже по мобильному. Включаем на работе или дома компьютер. Про транспорт и говорить ничего не надо. Без него просто невозможно представить современную жизнь. С прогрессом в педагогической области дело обстоит несколько хуже.
Конечно, есть учителя – новаторы, фамилии которых до последнего времени знала вся страна, но ведь в класс к такому учителю своего ребёнка не отдашь. Он ведь живёт вон где, а вы живёте за тысячи километров от прославленной школы. Да и поздно порой уповать на учителей, если проблемы с собственным ребёнком начались ещё до школы. Разумеется, можно пойти в библиотеку, почитать умные книги и статьи доктора педагогических наук, у нас ведь целая педагогическая академия есть. Но как среди сотен книг и статей найти решение проблемы или выход из сложной ситуации и помочь своему ребёнку? Это непросто. И вот почему.
Во – первых, обычно такие статьи написаны на специфическом научном языке, понять который может только специалист. Во – вторых, их содержание часто посвящено вопросам теоретическим, которые вряд ли дадут ответ, что вам делать с собственным ребёнком, если он не … (проблему можете сюда вписать сами).
Казалось бы, поиск причин, приводящих к тем или иным проблемам в развитии ребёнка, - дело тонкое. Посложнее, например, неисправностей в автомобиле. Не в заграничном, со встроенной электроникой, а в нашем отечественном. Даже начинающий автолюбитель может самостоятельно справиться с некоторыми проблемами, если заглянет в справочник, где написано: «Если автомобиль не заводится, то …» Далее идёт перечень узлов, которые надо проверить. Обычно помогает. Мы ведь исходим из убеждения, что все сошедшие с конвейера автомобили данной марки устроены одинаково. Поломки – дело частное, однако если их причина чётко установлена, устранить неисправность не так сложно.
Ребёнок – не машина, и психика человека – вещь сложная. Для того, чтобы эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе развития ребёнка, надо знать, как эта психика работает. На первый взгляд – задача для рядового читателя не выполнимая. Да что там родители! Специалисты и то смутно понимают всю глубину процессов, происходящих в мозгу человека. Однако в такие глубины родителям не всегда нужно опускаться. Для эффективной помощи своему ребёнку достаточно лишь опереться на несложную модель, которая будет объяснять причины возникновения проблем и давать рекомендации, как их устранить. Если при этом результаты будут положительными, чего же ещё требовать?
Такие модели уже много лет развивает академик Международной Академии «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе» доктор философии Андрей Степанович Валявский. Одна из моделей в двух словах сводится к следующему: информация поступает в мозг ребёнка по трём каналам – визуальному, аудиальному и кинестетическому; затем она обрабатывается и выводится в виде речи, действий и прочих реакций; неполадки в каждом из этих трёх блоков (ввод – обработка – вывод) будут приводит к тем или иным проблемам.
Идея о том, что человек воспринимает информацию на слух, глазами, а также с помощью тактильных ощущений, естественно, не нова. Это известно всем. Большинство людей не идёт дальше этого утверждения, считая его банальным. Это равносильно ограничиться утверждением, что Земля круглая, но при этом не знать ничего об очертании её материков и океанов.
Оказывается, если начать разбираться, как именно ребёнок слышит, видит, ощущает, как взаимодействуют эти каналы между собой, как обрабатывается информация, поступившая по ним в мозг, можно узнать много интересного. И не только узнать, а получать практическое руководство для того, чтобы помочь ребёнку.
Разумеется, не надо забывать две вещи. Первая – используемая в книге схема восприятия и обработки информации является лишь упрощенной моделью работы психики ребёнка. Реальность же всегда сложнее моделей и схем, с помощью которых люди её изучают. Однако эта модель работающая, то есть верно предсказывающая последствия тех или иных ситуаций и дающая практические советы, как избежать многих неприятностей. Вторая – не следует забывать, что ребёнок не машина. Без любви к нему, без уважительного отношения к его личности невозможно добиться положительных результатов, какими бы методиками ни пользовались педагоги и родители. С другой стороны, одной любви мало. Надо знать, как её использовать на благо ребёнку. Об
этом и написано в книге, которую вы держите в руках.
Помните аналогию с поломкой автомобиля? Так вот, в первом приближении можно считать, что все дети от рождения одинаковы, но в процессе их развития проявляются и возникают индивидуальные особенности. У одного ребёнка более развито логическое мышление, но не слишком богатое воображение, другой ребёнок более внимателен, а третьему тяжело усидеть на месте, но зато он более активен. Как самостоятельно скорректировать недостатки ребёнка прямо «в пути» - именно об этом и рассказывает книга Андрея Степановича Валявского, написанная в соавторстве с его ученицей, студенткой Санкт – Петербургского Педагогического Университета Александра Сергеевна Яковис. Мне, как одному из первых её читателей, это книга и игры, представленные в ней, помогли лучше понять многих моих учеников и их родителей.
Учитель высшей категории,
автор многих учебников и книг.